Нынешние финансовые трудности Туркменистана возникли не из-за падения цен на энергоресурсы. Президент Бердымухаммедов не предпринял никаких шагов, чтоб сократить безумные с точки зрения рентабельности расходы и продолжил разбазаривать народное достояние.
Независимые источники уже больше года сообщают о росте цен на товары и услуги, закрытии предприятий, в том числе иностранных, сокращении рабочих мест и росте безработицы, нестабильности валютного рынка и прочих проблемах, с которыми столкнулся Туркменистан. Иностранные послы жалуются, что туркменская сторона не платит фирмам и компаниям, работающим по правительственным контрактам.
Официальные же СМИ, наоборот, продолжают восхвалять достижения эпохи могущества и счастья под руководством лидера нации Бердымухаммедова, не раскрывая при этом никаких достоверных экономических показателей.
Что же происходит на самом деле? Согласно информации от источника в правительстве Туркменистана, Бердымухаммедов в последние месяцы отчаянно ищет кредиты на международных финансовых рынках.
Ниже приведены некоторые официальные данные, из тех, что публикует туркменский Госкомстат. Они относятся к периоду 2009-2015 годов, то есть после проведения денежной реформы. Эти данные, хотя достоверность их и вызывает сомнение, все же помогают разобраться и понять, насколько грамотно и эффективно управляет страной бывший стоматолог, а ныне президент, архитектор, поэт, писатель, певец, музыкант, автогонщик, хоккеист, велосипедист, каратист, мастер жокей-наставник, знаток целебных трав и так далее.
Все цифры приведены в миллиардах долларов по курсу на конец каждого года.
Как известно, экспорт-импорт товаров и услуг является одним из основных показателей уровня развития страны. Из приведенных данных видно, что за период с 2009 по 2014 год внешнеторговый оборот Туркменистана был положительным, поскольку экспорт превышал импорт. Суммарный показатель экспорта товаров за этот период вырос вдвое. Показатель темпов роста ВВП не опускался ниже шести процентов, а в 2011-2014 годах даже превысил 10 процентов.
Показатель импорта также рос быстрыми темпами и за указанный период тоже удвоился. Однако в 2015 году импорт превысил экспорт, и внешнеторговый баланс оказался отрицательным. То есть, начиная с 2015 года, заработанная страной валюта вся уходит за границу.
Ранее уже сообщалось, что при наличии огромного количества строек в страну ввозится все: от мрамора до гвоздей и шурупов. Даже цемента, который в изрядных количествах производится в Туркменистане и запрещен к импорту, тем не менее не хватает, и все равно его везут из-за границы.
Следует помнить, что импорт товаров в Туркменистан — это не что иное, как экспорт другой страны, при этом, безусловно, растет национальный доход последней. Другими словами, вся туркменская экономика работает не на процветание Отчизны, как утверждает пропаганда, а на развитие стран-экспортеров.
Нынешние финансовые трудности Туркменистана возникли не только и не столько из-за падения цен на мировом рынке энергоресурсов, как пытаются представить власти, но и из-за бездарного, некомпетентного управления страной. Как известно, падение цен на нефть началось в середине 2014 года. Уже тогда правительство должно было рассчитать слабость коньюктуры рынка энергоресурсов, спрогнозировать и скорректировать дальнейшие действия по управлению экономикой и принять соответствующие меры. Однако, даже когда о приближении мирового кризиса не предупреждал только ленивый, президент Бердымухаммедов не предпринял никаких шагов, чтоб сократить безумные с точки зрения рентабельности расходы и нарастить бюджетные поступления. Говоря простым языком, продолжил вовсю разбазаривать народное достояние.
Вопреки здравому смыслу продолжилось экономически не оправданное наращивание инвестиций в основной капитал. В нашем случае — это огромные финансовые средства, израсходованные на удовлетворение амбиций лидера государства. Это новые административные здания и «фешенебельные» отели, Олимпийский городок (5 млрд долларов), новый аэропорт в Ашхабаде (2,23 млрд долларов), Национальная курортная зона «Аваза» (более 5 млрд долларов), безумный проект озера «Алтын-Асыр» (4,5 млрд долларов) и, наконец, газопровод «Восток-Запад» (2,5 млрд долларов), который в народе назвают «труба в никуда», поскольку ни Прикаспийский, ни Транскаспийский газопроводы, для наполнения которых предполагалось его использовать, так и не были реализованы. Кроме того, началось строительство туркменского отрезка газопровода ТАПИ, реализация проекта которого ввиду серьезных рисков до сих пор остается под вопросом. Список можно продолжить. При этом строительство всех этих объектов преподносится Ашхабадом как «забота об улучшении благосостояния народа».
Согласно приведенным выше цифрам от Госкомстата Туркменистана, объем инвестиций в основной капитал составил более 50 процентов от бюджета страны и более чем в 5 раз превысил местные бюджеты. Бездарность и некомпетентность проявились и в подписанном газовом соглашении между Туркменистаном и Китаем. Соглашение настолько спрятано от «чужих» глаз, что впору гадать: или Аркадага обманули китайцы, или он обманул сам себя?
Еще один пример. В то время как весь мир торгует за «живые деньги», Туркменистан подписывает бартерное соглашение с Ираном. Неужели солнечный Туркменистан не в состоянии производить собственные овощи и сухофрукты? Или Аркадаг вознамерился таким образом простимулировать иранских предпринимателей из государственного, а значит, из народного кармана?
Складывается впечатление, что огромные средства намеренно вкладываются в непроизводственную сферу, в частности, в заведомо убыточные сооружения, каковыми можно считать и новый аэропорт, и Олимпийский городок. Кстати, чтобы построить оба эти мегаобъекта, были снесены еще вполне способные функционировать стадион «Олимпийский» (2001-2013) и Международный аэропорт (1994-2013). Кстати, оба объекта как бы случайно носили имя Сапармурада Туркменбаши.
Играют ли в данном случае определяющую роль личные интересы президента и его окружения, рано или поздно станет достоянием общественности. Впрочем, и сегодня не секрет, что международные экспертные и финансовые институты отмечают высокий уровень коррумпированности туркменских чиновников, причем коррупция имеет место не только в сферах экономики и финансов, но и в социальной сфере, а также службах безопасности и правопорядка. Несмотря на принятие в марте 2014 года закона Туркменистана «О противодействии коррупции», независимые СМИ регулярно сообщают об имеющих место фактах нарушения этого закона.
Столкнувшись с дефицитом денежных средств, власти Туркменистана пошли самым простым путем — залезли в кошельки своих граждан. В начале 2016 года были выпущены государственные облигации, для реализации которых стали использоваться административные рычаги вплоть до прямого принуждения.
Был, наконец, снят запрет на приватизацию жилья, но туркменская приватизация осуществляется не столько в интересах граждан, сколько с целью освободить бюджет от расходов по содержанию жилищного фонда, находящегося на балансе государства.
Параллельно в стране наблюдается рост цен на комунальные и транспортные услуги, продукты питания, медикаменты и товары повседневного спроса.
Массовое увольнение работников бюджетных сфер вкупе с задержками выдачи зарплат, пенсий и пособий, а также предстоящая отмена ряда и без того скудных социальных льгот — вот неполный перечень мер, призванных, по мнению туркменских горе-реформаторов, пополнить обнищавший госбюджет.
Вероятно, в преддверии грядущих в 2017 году очередных президентских «выборов» Курбанкули Бердымухаммедов решил испытать на лояльность своих избирателей.
Правила комментирования
comments powered by Disqus