90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Таджикская система образования. Запрограммированная интелектуальная отсталость

06.05.2013 14:48

Общество

Таджикская система образования. Запрограммированная интелектуальная отсталость

Удручающее состояние социально-экономической сферы Таджикистана в год президентских выборов - лучшее подтверждение несостоятельности и ущербности политики, которую проповедовал бессменный глава республики Эмомали Рахмон. А так как он вновь будет выдвигать свою кандидатуру на очередной президентский срок, страну ждут очередные семь потерянных лет и отсутствие каких-либо надежд на реформы, и возрождение страны.

У Рахмона и его окружения есть очень удобная отговорка, в которую сейчас, по правде сказать, мало кто верит. Основной тезис властей базируется на том, что Таджикистан попал в черную полосу и не может перейти ее из-за гражданской войны. Конечно, гражданская война затормозила процесс перехода страны на рельсы развития своих институтов в условиях независимости и собственной ответственности за принятые решения. Однако гипертрофированный подход к событиям гражданской войны – это всего лишь удобный повод для Рахмона и его окружения списать свою не компетентность, ошибки, злоупотребления и последующие преступления, позволившие президентскому клану стать богатейшим семейством в одной из беднейших стран мира, а республику поставила на грань банкротства. Сегодняшний Таджикистан в любой момент может объявить о своей неплатежеспособности. Наличие высоких рисков с дефолтом подтверждается отчетом конкурентоспособности экономики (Global Competitiveness Index 2012-2013), подготовленном "World Economic Forum" (Всемирным экономическим форумом). Из него следует - республика занимает 134 место в международном кредитном рейтинге из 144 стран мира. Чтобы понять, как глубоко пал рахмонский Таджикистан посчитаем "очки". Рейтинг составлялся экспертами по 100 балльной шкале вероятности дефолта. Если страна была приближена к 100 балльной отметке, то она занимала первые позиции рейтинга и имела низкую вероятность дефолта и, соответственно, наоборот. В этом списке Таджикистан набрал 17,9 балла. Ближайшие соседи таджиков - Зимбабве и Пуэрто-Рико.

Когда в Душанбе говорят о тяжком грузе последствий гражданской войны, мне почему-то вспоминается совсем другая гражданская война, произошедшая в 70-е в Ливане и оказавшее заметное влияние на все последующие события на Ближнем Востоке. Не вдаваясь в подробности, стоит заметить, что тогда крошечная республика была процветающим финансовым центром всего региона и считалась Ближневосточной Швейцарией. После гражданской войны об этом статусе пришлось забыть, а незажившие раны той 8-летней войны страна переживает до сих пор. А что мы знаем о последствиях гражданской войны в Таджикистане? Каков экономический ущерб от нее, какие разрушения они принесла, сколько мирных людей погибло, пропало без вести? В общем-то, есть масса вопросов, по поводу которых Душанбе предпочитает хранить молчание. Оно и понятно бандитские кланы делили власть.

Гражданская война не позволила таджикам стартовать в рыночные реформы одновременно с другими странами СНГ. У этого вынужденного "торможения" был всего один плюс. Таджики могли начинать свои преобразования, имея перед собой положительные и отрицательные реформы на постсоветском пространстве. Они не только не воспользовались чужим опытом, но буквально за несколько лет самостоятельного хозяйствования превратили некогда процветающую республику в полосу сплошной бедности и экономической несостоятельности. В Душанбе по привычке неудачи сваливали на последствия гражданской войны, хотя по соседству с ними в той же полосе беспросветной бедности увязли кыргызы, которым к счастью не довелось пережить горе кровавых межклановых распрей. То есть, получалось, что гражданская война всего лишь затормозило процесс вхождения республики в новые социально-экономические и политические реалии, в которых вся ответственность ложилась на людей получивших власть в Душанбе. Но, сконцентрировавшая в своих руках все рычаги управления кулябская группировка во главе с бывшим директором совхоза Эмомали Рахмонам, как говорится, просрала все, что можно было просрать.

Сейчас, куда не ткни пальцем, в Таджикистане везде "облом". Но, пожалуй, самым показательным примером катастрофического развала является деградировавшая система образования в стране. Мало того, что она финансируется по остаточному принципу, но и эти скудные средства бездарно распыляются лишь для того, чтобы создать иллюзию наличия в республике своей национальной системы образования. Далеко за примером ходить не надо. Обратим внимание на Кулябский регион. Все школы переполненные и все постройки на грани развала. Лучше всего бедственное состояние дел заметно на пример школ интернатов. Здесь насчитывается 12 школ-интернатов. Их состояние оставляет желать лучшего, мест катастрофически не хватает, на питание каждому учащемуся выделяется не более 3-4 сомони, капитального ремонта школы не видели уже свыше полвека.

Идем дальше, на очереди – ВУЗы. В прошлом году ВУЗы республики выпустили около 36 тысяч дипломированных специалистов с высшим образованием. Ежегодно растет количество институтов, которым впоследствии продолжают присваивать высший статус университетов. В то же время выпускники этих ВУЗов не могут найти себе работу и в итоге пополняют армию безработных или подаются в трудовую миграцию.

По мнению экспертов, Таджикистан тратит деньги на подготовку ненужных специалистов, а уровень профессиональной подготовки тех, кого называют дипломированными кадрами, мягко говоря, не отвечает требованиям работодателям даже внутри страны. Так свыше 90 процентов выпускников педагогических специальностей не хотят работать из-за мизерной оплаты труда. Они предпочитают отправляться в трудовую миграцию и работать дворниками в России или Казахстане. Большинство молодых людей поступают в ВУЗы только ради получения диплома. Как отмечают эксперты, вопреки всем ожиданиям так и не состоялся переход количества образовательных учреждений в качество высшего образования в Таджикистане. До сих пор ни один из таджикских ВУЗов не сумел попасть в серьезные мировые рейтинги университетов. Ну и добивает ВУЗ чудовищная коррупция, которая процветает во всех ВУЗах страны. Бороться с ней бесполезно до тех пор, пока молодежь идет в ВУЗы республики не за знаниями и профессиональными навыками, а за "корочками", дающие иллюзорные надежды на успешный карьерный рост.

Сложившая в республике система образования, сформировала, так сказать, запрограммированную модель на интеллектуальную отсталость. Можно отметить, что при избытке трудовых ресурсов в стране испытывается дефицит технических специалистов, а те, что есть малопривлекательные в отраслях, которые по идее должны стать прорывными для Таджикистана. Например, иностранные компании, работающие в энергетике и в горных работах по поиску и освоению разведанных месторождений, предпочитают привлекать специалистов из-за рубежа, а местным кадрам остается лишь удел разнорабочих. Да и качественный состав трудовой миграции свидетельствует, что таджикские дипломированные специалисты в большинстве дальше должности дворника или разнорабочего на стройке продвинуться не могут.

 

Автор: Михаил Набатников

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.centrasia.ru/news.php?st=1367651040

Показать все новости с: Эмомали Рахмоном

06.05.2013 14:48

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Эгемберди Эрматович Эрматов

Эрматов Эгемберди Эрматович

Председатель госкомиссии по Госязыку

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
173 см

рост президента Туркменистана Г. Бердымухамедова

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31