Центральная Азия для Индии приобретает значительный приоритет за счет больших преимуществ в области экономики и энергетики. Учитывая геополитическое присутствие Китая в Центральной Азии, еще более усугубляется отсутствие прямой связи между Индией и Центральной Азии. Политика Индии "Соединение с Центральной Азией", принятой бывшим министром иностранных дел Е.Ахмедом в 2012г., не в состоянии обеспечить любой новый импульс развития отношений с ЦА.
Визиты премьер-министра Индии Н.Моди в Центральную Азию и Иран в мае 2016г., на фоне начала присоединения Индии к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), подчеркивают сдвиг парадигмы в отношениях между Индией и Центральной Азией.
В то время как визит Н.Моди в Центральную Азию был направлен на изучение новых направлений сотрудничества, подписание Нью-Дели соглашения о совместном использовании порта Чабахар с Ираном и Афганистаном открыл новые торговые пути в обход Пакистана.
Помимо восстановления стратегических и экономических связей с Центральной Азией, расширенное двустороннее сотрудничество с Ираном и членство Индии в ШОС увеличивают задачи энергоснабжения Индии путем диверсификации своих энергетических потребностей с Западной Азии.
В связи с этим, активное участие Индии в ШОС, Евразийском экономическом союзе и в Азиатской энергетической стратегии может стать фактором, способным кардинально изменить развитие ситуации.
Учитывая, что страны Центральной Азии богаты энергетическими ресурсами, членство Индии в ШОС может сыграть большую роль в обеспечении более широкого сотрудничества в энергетической сфере между производителями и потребителями энергии, связывая Центральную и Южную Азии.
Благодаря наличию богатых энергетических ресурсов в регионе, в целях глубокого энергетического сотрудничества между странами-членами ШОС, в 2006г. выдвинута идея создания Энергетического клуба, однако стороны не могут договориться до сих пор.
Энергетический клуб ШОС - организация не регулирующая, а вырабатывающая рекомендации для глав государств и правительств. Сотрудничество по линии госструктур выражается в заключение многосторонних соглашений.
Одна из причин недоговоренности сторон - энергетическое сотрудничество с Китаем в качестве доминанта является неэффективным механизмом на энергетическом рынке Центральной Азии.
Китай не заинтересован в создании и развитии регионального энергетического хаба. Внимание Пекина сосредоточено на извлечении энергетических ресурсов в целях насыщения агрессивным приобретением нефтяных и газовых активов собственного спроса на энергию.
Вместе с тем, возможное присоединение Ирана к ШОС даст импульс в развитии энергетического клуба, став крупным торговым энергетическим узлом через открытие своего порта Чабахар. Клуб также позволит скорейшей реализации ряда ключевых энергетических и инфраструктурных проектов в Центральной Азии и Иране, в том числе газопровода ТАПИ и Международного транспортного коридора "Север-Юг".
Кроме того, энергетический клуб ШОС может заняться поиском инвестиций для развития нефтехимического сектора, в котором Индия может также сыграть существенную роль. В этом направлении Туркменистан уже договорился усилить сферу сотрудничества в области энергетики и начать перенимать опыт у индийских коллег в сфере подготовки, проектирования, строительства, разведки и добычи нефти. Для создания более универсального и эффективного Энергетического клуба, аналогичные инвестиции следует поощрять по всей производственно-сбытовой энергетической цепи ЦАР.
Правила комментирования
comments powered by Disqus