Рядовых жителей республики не интересуют ни поправки в Конституцию, ни сама Конституция.
За год до президентских выборов президент Киргизии Алмазбек Атамбаев готовится изменить Конституцию и руками подконтрольной партии создает удобный для себя политический ландшафт.
На днях стало известно, что право формировать новую коалицию большинства Алмазбек Атамбаев передал своей Социал-демократической партии Киргизии (СДПК). Существует несколько вариантов того, как может сложиться коалиция. Наиболее часто упоминается союз трех партий: СДПК, «Кыргызстан» и «Республика – Ата-Журт». Если данный сценарий будет реализован, в оппозиции останутся «Онугуу – Прогресс», «Ата Мекен» и «Бир Бол». Судьба последней, впрочем, не ясна – некоторые считают, что «Бир Бол» может войти в правящую коалицию.
Действующее сейчас в Киргизии правительство изменится, но лишь отчасти. В отставку уже подала министр образования и науки Эльвира Сариева. Вероятно, сменятся министры сельского хозяйства и мелиорации, социального развития – ранее их назначали и курировали партии «Ата Мекен» и «Онугуу – Прогресс». Также под вопросом судьбы руководителей министерств транспорта и внутренних дел. Кому достанутся посты, решится в торгах между членами будущей коалиции.
Неясно, кто займет кресло премьер-министра. На него могут претендовать несколько политиков, в том числе глава партии «Республика» Омурбек Бабанов. Этот пост может быть отдан преемнику президента Атамбаева, если глава государства все же решится на реализацию подобного сценария. Не исключен и вариант, что место удержит нынешний премьер Соорнобай Жээнбеков.
Маловероятным, но весьма резонансным может стать назначение на премьерский пост одного из влиятельнейших и ближайших соратников Атамбаева – Икрамжана Илмиянова. Он 27 октября ушел в отставку с поста советника президента «в связи с переходом на другую работу».
Новой коалиции и обновленному составу правительства предстоит проделать большую работу. В декабре должен пройти активно лоббируемый президентом Атамбаевым референдум об изменении Конституции. Потом наступит весна с ее неизбежным политическим обострением. На осень следующего года запланированы президентские выборы.
Развал коалиции был закономерным и отражает изменившийся баланс между кланово-олигархическими группировками. Сильные получают большую порцию власти и денег, слабые отходят на периферию зализывать раны и собирать силы в надежде на успех в следующем раунде.
С 2010 года это уже седьмой развал парламентской коалиции. Вопреки отдельным экспертным оценкам, в целом значительного политического кризиса в стране нет. Киргизии не раз предрекали скорый распад, но она пережила десятки опасных коллизий. Нынешняя – далеко не самая «головокружительная» за последние годы.
Серьезных предпосылок для скорого распада страны или насильственной смены власти нет. Выводя за скобки исламский фактор, а также вариант использования группы наемников, в целом в стране не видно причин для массовых волнений, способных привести к смене власти. В отличие от 2005 и 2010 годов в обществе нет значительного недовольства – энергетика с горем пополам держится, жизненный уровень катастрофически не снижался. Киргизская оппозиция остается слабой, раздробленной и неспособной предложить альтернативу. Оппозиционеры пока что сосредоточились на критике поправок в Конституцию. Однако тема эта абсолютно не интересна подавляющей части населения.
«Люди не читали эти поправки, они не будут читать эти поправки, они не интересуются этими поправками, их не интересует в целом Конституция, и власть этим пользуется. Ее даже депутаты сами не читают…» – отметила правозащитница Динара Ошурахунова.
Политический кризис в стране может быть преодолен в течение пары недель. На этом фоне интерес к Киргизии проявляют представители иных государств. 27 октября в страну для переговоров с президентом прибыл замгоссекретаря США по политическим вопросам Томас Шэннон. Подробности его встречи с Алмазбеком Атамбаевым не сообщаются.
Правила комментирования
comments powered by Disqus