Странная ситуация складывается внутри возникающего Евразийского Союза: с усилением экономической интеграции стран-участниц в них усиливается и этнический национализм. «Казахстан — не просто один из потенциальных членов создаваемого по его же инициативе Евразийского союза, но и член действующего Таможенного союза с Россией и Белоруссией. Тем не менее, в последние полгода из Астаны звучат все более враждебные по отношению к России и русским заявления. Сначала власти Казахстана озвучили новые претензии на Байконур, потом президент Назарбаев заявил о переводе казахского языка на латиницу (до появления кириллического алфавита ни письменности, ни государственности у казахов не существовало — прим. ред.), затем местные националисты с подачи администрации президента попытались инициировать референдум о запрете русского языка. А на днях пришла уже вовсе не риторическая новость: в 2013 году количество русских, желающих уехать из Казахстана в Россию по госпрограмме добровольного переселения, увеличилось в два раза.
ИА REX: Есть ли смысл сдерживать процесс исхода русских из стран Центральной Азии или напротив надо способствовать этому исходу?
Лев Вершинин, политолог и историк, кандидат исторических наук:
Такие статьи никогда не появляются с бухты-барахты. Поэтому, получив этот материал, я целых три дня, даже чуть больше, спокойно, не спеша искал дополнительные данные, подтверждающие или опровергающие данную информацию. И нашёл. Главное, что в самом деле, тенденции исхода налицо.
Действительно, «в Конституции Казахстана прописано, что Казахстан исконная казахская земля. Грубо говоря, всем остальным было указано, кто в доме хозяин. А сейчас идет естественное обновление элиты, и политика в отношении русских в Казахстане может ухудшиться. К государственному управлению вскоре придут те, кто уже не помнит советское прошлое, а знает о нем по местным учебникам истории, где роль России и русских в жизни казахского народа преподносится негативно и однобоко: Россия — тюрьма народов, Россия устроила геноцид казахского народа».
Действительно, «как и в Казахстане, в Киргизии издаются учебники истории, где роль России представлена как „угнетателя“, а роль русских сводится к роли „колонизаторов“. Ни слова не говорится о создании русскими специалистами предприятий, школ, университетов, о строительстве городов и активной помощи в воспитании национальной элиты. А в результате вырастает поколение людей, никакого понятия не имеющих о реальной роли России в Средней Азии. Поколение, которое помнит и ценит межнациональные отношения советского периода, уходит. На смену приходят люди, уверенные, что Россия сыграла только негативную роль в истории стран Средней Азии. Приходит поколение, которое знает о России из рассказов об унижениях и оскорблениях мигрантов в России, о зверствах скинхедов».
Действительно, «немалую роль в обеих странах играет и активно муссируемый властями языковой вопрос. В Казахстане государственным был провозглашен только казахский язык, русский же не получил никакого официального статуса. В Конституции РК прописано, что русский язык „официально употребляемый. Но такого статуса не знает, ни одна законодательная практика“. Это не добавляет оптимизма русским, живущим в Казахстане. Многие говорят о неуверенности в том, что их дети смогут сохранить русский язык, русскую культуру, а в Киргизии языковой вопрос активно поднимают националисты, пытающиеся заработать политические очки. И нельзя сказать, что они не добились успеха».
Все это очень нехорошо, а если ставить вопрос о перспективе, так и еще хуже. Куда ни кинь. Во всяком случае, что касается Казахстана.
Правила комментирования
comments powered by Disqus