Нет смысла замалчивать этнические проблемы — просто нужно переводить их в экономическую плоскость.
Центр социальных и политических исследований «Стратегия» провел любопытный социологический опрос о состоянии межэтнических отношений в Республике Казахстан.
Противоречия пока неактивны 20 экспертам, представителям пяти этнических групп из пяти регионов Казахстана (Алматы, Астана, ВКО, ЮКО, ЗКО) были заданы вопросы от 2002 года. Эти вопросы 14 лет назад были включены в экспертный опрос, проведенный КИСИ при президенте РК («Казахстанская модель этнополитики», Алматы, 2002).
Сравнительный анализ результатов двух исследований – 2002 и 2016 годов – выявил как сходства, так и заметные различия в оценках экспертов. Сегодня, как и 14 лет назад, устойчиво большинство экспертов считает, что межэтнические противоречия в Казахстане неактивны и носят не ярко выраженный характер.
При этом за 14 лет годы уменьшилось число оптимистов — тех, кто считает, что в отношениях между этносами присутствуют взаимопонимание и согласие. Одновременно увеличилась доля скептиков — тех, кто полагает, что уровень этноконфликтного потенциала в стране высок.
Современное состояние межэтнических отношений в Казахстане (сравнительные данные 2002 и 2016 гг.)
Где таится опасность конфликтов?
Выявилась и главная деталь межэтнических проблем страны. Так, в 2016 году по сравнению с 2002-м годом, по оценкам экспертов, заметно снизилось проявление межэтнических проблем в трудовых коллективах, деятельности политических партий и общественных объединений, в уголовно-криминальной среде.
При этом произошло усиление межэтнической проблематики в государственных органах, общественных, публичных местах, в сфере межличностного общения и СМИ.
Ответы на вопрос: «В каких сферах чаще всего проявляются межэтнические проблемы?» (сравнительные данные 2002 и 2016 гг.)
Президентская политика согласия не была поддержана госаппаратом
По мнению президента ЦСПИ «Стратегия» Гульмиры Илеуовой, сегодня в межнациональных конфликтах в Казахстане виноваты не бытовые проблемы и даже не напряженность между этносами, а сугубо социально-экономические факторы.
— Основная проблема связана с тем, что межэтнические отношения (соответственно, конфликты в этой среде) у нас рассматривают не в социально-экономической плоскости, как в большинстве стран мира, а в политической. У нас давно все грани соприкосновения этносов, в том числе стабильность и согласие, были отнесены к идеологическому конструкту, что автоматически перенесло их в сферу политики. В норме межэтнический климат должен рассматриваться наряду с реакцией населения на цены, тарифы, уровень образования, преступность и так далее.
Изначально было задано правильное направление, по которому мы в 1995 году перешли к формулировке Конституции «Мы – народ Казахстана». Равные права и возможности были предоставлены всем гражданам без разделения на этнические группы. Где произошла развилка, когда модель «забронзовела»? Почему это произошло?
Может быть, потому что президентская политика согласия и единства не была поддержана на должном уровне государственным аппаратом. По-моему, не было осмыслено, что работа в межэтнической сфере должна быть постоянной и при этом глубоко проработанной на научной основе.
Замена живых инструментов на лозунги и пропагандистские штампы сыграла с нами злую шутку.
И хотя из года в год наши социологические опросы показывают в целом положительные отношения между этносами, все-таки есть изменения. Опасность представляет, на мой взгляд, нарастание дистанции, разделяющей граждан одной страны. Это уже, условно говоря, не «брак», а «сожительство».
Свои среди чужих, чужой среди своих
По мнению социолога, в городах меньше поводов для этноконфилктов, чем в сельской местности.
— Хочу подчеркнуть еще вот что: всегда конфликты происходят в сельской местности. Безусловно, когда в город заезжают сельские казахи и видят, как «хорошо живут чужие», они озлобляются или пугаются, но это частные случаи, они не приводят к взрыву, — уверена Гульмира Илеуова.
На селе, в анклавах деление «свой-чужой» работает буквально во всех социальных сферах – и в экономике, и в быту. А в городской невольной толерантности, когда все тесно связаны и постоянно мирно взаимодействуют в различных областях, не вырабатывается. Поэтому в глубинке всегда четко видно – вот это село беднее, а то побогаче, с мотивацией «они же там все сволочи, дают взятки, их надо избить, сжечь дома и всех выгнать».
Разлом налицо: все этнические столкновения сегодня происходят на селе, на Юге, в районах тесного соседствования двух этносов.
Что этим доказывается? То, что у нас работают основные мировые концепции, объясняющие причины межэтнических конфликтов, их социально-экономическую обусловленность. Поэтому в замалчивании нет смысла, оно очень вредно. Нужно разбираться с проблемами, выявлять точки конфликтности и точки соприкосновения.
Правила комментирования
comments powered by Disqus