90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

«Необходимо усилить антиэкстремистскую пропаганду среди трудовых мигрантов в России и Казахстане»

«Необходимо усилить антиэкстремистскую пропаганду среди трудовых мигрантов в России и Казахстане»

Президент Центра перспективных исследований Сергей Масаулов, выступая на проходящей сегодня, 21 ноября, в Бишкеке конференции «Новые форматы противодействия экстремизму. Молодежные инициативы», рассказал об используемых террористическими организациями методах вербовки и причинах уязвимости молодежи Кыргызстана перед религиозно-экстремистской пропагандой.

 

StanRadar.com благодарит организаторов конференции инициативную группу  «Молодежь против экстремизма» за любезно предоставленный материал и приводит текст доклада Сергея Масаулова полностью:

 

Преступления террористического характера в Кыргызской Республике (по данным АТЦ СНГ):

  • в 2012г. – 13;
  • в 2013г. – 7;
  • в 2014г. – 8.

 

Для сравнения за этот же период:

 

Казахстан

Узбекистан

2012г.

78

57

2013г.

60

38

2014г.

79

41

 

Вроде бы ситуация выглядит более благополучно, нежели у соседей. Однако посмотрим на другие показатели, и попробуем их интерпретировать.

Сведения о лицах, совершивших преступления экстремистской направленности в СНГ:

 

Кыргызстан

Казахстан

Узбекистан

2012г.

99

48

7

2013г.

69

38

1

2014г.

97

44

0

 

Получается, что кыргызстанцы чаще совершают действия экстремистской направленности в странах СНГ, нежели на своей территории. Более того, и подготовку к ним они проводят за пределами своей национальной территории. И это требует обратить внимание на методы работы с трудовыми мигрантами в России и Казахстане, а также на подготовительную работу с молодежью в Кыргызстане, прежде всего в интернете.

Ведь, не секрет, что террористическую войну в июне 2016г. в г. Актобе (Казахстан) устроила группа из 22 человек, из которых один прослушал проповеди на русском языке из Ракки (ДАИШ) некоего Абу Муххамада аль-Аднани. Этим человеком оказался Дмитрий Танатаров - метис, которого ни одна из общин не принимала за своего; бытовой национализм и конкуренция за жизненные средства в действии. Чувствуя себя лишним человеком, он смог объединить вокруг идеологически обозначенной цели молодых казахов из окрестных аилов, перебивающихся случайными заработками в городе. Все они чувствовали себя в городе чужаками, а на родине – изгоями, т.к. их, как старших сыновей, отправили в город искать места пропитания, и возможно, будущего устройства в жизни. Вернуться назад они уже не могли. Так формируются условия для манипуляции сознанием.

Таким образом, базовыми объектами манипуляции сознанием становятся:

  • опорные социальные группы (с учетом специфики региона, но студенты – обязательно);
  • группы влияния (политики, общественные деятели, религиозные лидеры, крупные предприниматели, ведущие журналисты);
  • уязвимые группы населения (молодежь, женщины, различные меньшинства).

 

        Каковы же оптимальные условия манипуляций сознанием, т.е. характеристики объекта? Именно здесь кроются основные причины уязвимости молодых людей перед лицом этой пропаганды и комплексного воздействия.

        Во-первых, у них, что называется, маленькая «карта мира» (дальше своего аила никуда не выезжал).

        Во-вторых, у них ослабленные фильтры критического восприятия действительности. Это связано, прежде всего, с падением общего образовательного уровня в республике, с отсутствием мировоззренческой подготовки в школах и ВУЗах, с глупой концепцией «деидеологизации» в системе образования и официальной государственной пропаганде, где с экранов телевизоров фарисействуют об общечеловеческих ценностях и т.п. 

        В-третьих, исследователи фиксируют, т.н. «нересурсные состояния объекта» манипуляции. Это, прежде всего, бедность, развод родителей или уже самих молодых людей, вследствие этого, или по иным причинам, депрессия.

        В-четвёртых, десоциализация в виде утраты важных, ценностных критериев принадлежности к значимой группе.

        Наконец, это желание уйти с периферии социального поля. Самое важное для молодых людей в этом состоянии это убежденность, что «со мной/с нами должны считаться».

         Исследователи разных стран СНГ установили характеристики оптимальных объектов манипуляции сознанием на примере вербовок в квазирелигиозные секты:

  • истероиды,
  • лица с паранойяльной настроенностью,
  • психастеники,
  • зависимый тип личности, лица из семей с гиперопекой,
  • лица из неполных семей,
  • лица из асоциальных семей,
  • лица с ограниченными физическими возможностями,
  • лица, пережившие тяжелые психотравмы,
  • лица с развитым эйдетическим восприятием (галлюцинация наяву),
  • лица, склонные к конфабуляциям (разновидность «ложных воспоминаний», «галлюцинации воспоминания»),
  • дети и родственники т.н. «культистов», сектантов, террористов.

 

        Много лет назад, знаменитый психолог Курт Левин установил этапы трансформации личности в результате манипуляций. Оказалось, что они полностью совпадают с методикой вербовки в группы экстремистской направленности:

  • размораживание, т.е. процесс разрушения личности, в том числе в результате гипноза, индивидуального или группового давления;
  • изменение, т.е. навязывание нового мировоззрения (с помощью техник идеологической обработки – тренингов, лекций и т.д.). Индикатор проводимых изменений сознания – призыв порвать с микросоциумом, культурной, религиозной средой, формирование новой идентификации;
  • замораживание, т.е. укрепление новой личности и ее консервация, в том числе в результате совместной деятельности, продвижения по иерархии. На этом же этапе происходит усвоение новой риторики и новых моделей поведения. Прежде всего, речь идет об обязательстве поддерживать новую группу, например, участвовать в ее финансировании, воевать за нее.

 

        Теперь весьма важно посмотреть, а каковы признаки применения деструктивных психотехник, как определить, что с молодым человеком ведется уже глубинная работа.

        Первым признаком является чрезвычайный по силе (интенсивности) режим  воздействие на психику. Молодой человек вынужден теперь постоянно быть занятым в каких-то делах или обсуждениях событий в закрытых группах.  Тем самым, и это уже второй признак, объект воздействия удаляется из привычной социальной среды и теряет возможность выбора между общепринятой и предлагаемой новой моделью поведения. Специально создаются условия жизни, которые резко отличаются от обычных условий социализации. Секты обычно выносят места своего обитания за город, в малонаселенные пункты, устраивают военно-тренировочные лагеря. Например, лагеря типа «рохбар», которые также выносятся в малоконтролируемые районы.

        Третий признак воздействия - осуществляется целенаправленная замена самой социальной «матрицы» объекта, подмена социальных и личностных ценностей. Устанавливается жесткая иерархия подчинения, но при этом демонстрируется возможность продвижения по иерархии, что производит это прямую замену  нормальным «социальным лифтам» для молодого человека.

        Далее. Формируется «образ врага». Диапазон здесь чрезвычайно высок: от матери-дьяволицы до пакистанских или российских спецслужб. При этом поддерживается хронически нестабильное психофизическое состояние объекта. Это достигается в результате псевдодобровольного или карательного голодания, непосильного физического труда или изматывающих тренировок, целенаправленного унижения и т.д.

        Формируется «выученная беспомощность», т.е. неспособность принять самостоятельное решение вне контроля руководителя. Внешний контроль становится обязательным элементом психической деятельности объекта.

        А в конце тренировки, и как результата, а также по мере реализации деструктивных психотехник, выявляются наиболее «перспективные» с точки зрения функциональной манипуляции и возможностей последующего использования люди-объекты. Эти уже готовы совершить теракт и т.п.

        При этом специалисты по промывке мозгов учитывают важные моменты. Сюда входят анализ групповой / этнической «карты страхов» (отчасти для этого проводятся социологические замеры). Делается опора на групповые / этнические мифы и архетипические обряды. Обязательно выявляются доминирующие в группе / этносе архетипические профили, что позволяет прогнозировать поведение группы в критической ситуации.

        В завершение устанавливаются базовые каналы «ввода информации». И все! Работа переходит в практическую плоскость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Абдимуктар Маматович Маматов

Маматов Абдимуктар Маматович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
25 -35 тысяч сомов

оклады сотрудников прокуратуры в Бишкеке

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30