Казахстанские спецслужбы заявили, что начнут готовить переговорщиков с экстремистами и террористами. Некоторые говорят, что умение убеждать необходимо и при общении с демонстрантами.
Руководитель центра по борьбе с терроризмом, заместитель председателя КНБ Кабдулкарим Абдиказимов в конце прошлого года заявил, что спецслужбы будут готовить профессиональных переговорщиков с террористами и экстремистами.
Попытки корреспондента Азаттыка получить ответ из КНБ и генеральной прокуратуры на вопрос о подготовке профессиональных переговорщиков не увенчались успехом. Удалось дозвониться лишь до пресс-секретаря МВД Ораза Нурдилды. Он ответил, что МВД не имеет никакого отношения к подготовке переговорщиков.
«НЕ РАБОТНИКИ ИЗ ОТДЕЛА КАДРОВ»
Политолог Ерлан Карин говорит, что институт переговорщиков, безусловно, надо создавать и развивать не только в КНБ, но и в МВД. По его словам, создаваемые службы переговорщиков должны быть укомплектованы исходя из принципа профессионализма.
- Должны быть привлечены специалисты из области психологии, социологии, религиоведения, юридической области и так далее. Это должны быть не просто сотрудники правоохранительных органов, которые, например, работали в отделе кадров, а их отправили в службу переговорщиков. Должна быть система не только подготовки, но и постоянной переподготовки переговорщиков, — говорит Карин.
Генерал КНБ Еркин Мусабаев, бывший начальник департамента комитета нацбезопасности по Алматы и Алматинской области, говорит, что переговорщики с террористами нужны, и прежде всего в системе МВД, поскольку полиция находится на передовой при ликвидации террористов.
По словам Закаша Камалиденова, в декабре 1986 года в Алматы он невольно оказался в роли переговорщика с протестующими молодыми людьми на площади имени Брежнева, которых официальные СМИ тогда называли «хулиганствующими элементами в состоянии алкогольного опьянения».
Бывший председатель КГБ Казахской ССР Закаш Камалиденов. Алматы, 17 января 2012 года.
По словам бывшего чекиста, в декабре 2011 года в Жанаозене казахские власти вообще не пытались проводить какие-либо переговоры с бастующими нефтяниками.
— Сначала стреляют, убивают, потом разбираются,— говорит Азаттыку Закаш Камалиденов.
В таком же духе, по его мнению, действовали силовые органы при проведении антитеррористических операций в 2011 и 2012 годах, когда все так называемые экстремисты уничтожались.
— Так называемых экстремистов убивают же пачками. Но с ними же надо работать. Это же наши граждане. Я совершенно не согласен с тем, как проводят эти спецоперации. Так получается, что расстреливают без суда и следствия. Разве это законно? — вопрошает Закаш Камалиденов.
ПОЧЕМУ НЕ СПАСЛИ ПОЛИЦЕЙСКОГО В ШАНЫРАКЕ?
Бывший чекист Камалиденов говорит, что летом 2006 года, когда в результате событий в поселке Шанырак на окраине Алматы погиб молодой полицейский, силовики не приняли мер, чтобы путем переговоров спасти его жизнь.
Бывший председатель КНБ Нартай Дутбаев говорит, что тогда власти Алматы и руководство силовых органов, видимо, вообще ни о чем не думали, кроме как о силовом сносе домов в Шаныраке, которые якобы были построены незаконно.
По словам Нартая Дутбаева, переговорщик в любой ситуации должен учитывать и использовать то обстоятельство, что ему противостоит конкретный человек, у которого есть не только убеждения и мотивы, подталкивающие его к крайним действиям, но и связи и отношения, которыми он дорожит. Последние, говорит Дутбаев, при правильном апеллировании к ним, могут удержать человека от фатальных действий.
Правила комментирования
comments powered by Disqus