Столкновения могут перерасти в настоящие военные действия. Почему они происходят так часто?
27 апреля в Ферганской долине произошли столкновения между жителями Киргизии и Таджикистана. Ранения получили 12 человек, среди них 4 сотрудника таджикской полиции. Конфликт произошел на спорной между двумя государствами территории из-за начавшегося строительства дороги Ак-Сай – Тамдык, огибающей таджикский анклав Ворух.
"Битвы за землю", часто напоминающие реальные боевые действия, стали почти повседневной реальностью в Ферганской долине – одном из самых беспокойных и взрывоопасных регионов Центральной Азии. Так в начале января схожий инцидент произошел возле узбекского анклава Сох в Киргизии. Жители анклава атаковали киргизских пограничников, которые, по мнению нападавших, устанавливали линию электропередач на узбекской территории. Как уверяют узбекские власти, пограничники начали стрелять и ранили 5 человек. Тогда более тысячи жителей Узбекистана ворвались в киргизское село Чорбак и начали захватывать заложников. В ответ киргизы перекрыли автотрассу и стали разбивать машины с узбекскими номерами.
Можно с уверенностью сказать, что нынешний конфликт далеко не последний, и столкновения, которые могут перерасти в настоящие военные действия, будут происходить в Ферганской долине и в будущем.
"Мина замедленного действия" была заложена еще в тридцатые годы прошлого столетия, когда проводились границы между центрально- азиатскими республиками. Сам принцип территориально-административного размежевания по национальному признаку противоречил истории народов Центральной Азии. Государство никогда здесь не строились по национальному признаку, да и само это понятие было достаточно условно. Местные жители скорее делились на кочевников и земледельцев. Так, еще в начале 20-х годов прошлого столетия коренное население на вопрос о национальности отвечало: "мусульманин".
Неприемлемость самого принципа национально-территориального размежевания для местных условий усугублялась тем, что границы производились произвольно без учета этнических реалий. После распада СССР ошибки советских картографов обернулись многочисленными пограничными конфликтами. Сегодня в Центральной Азии более сотни спорных территорий, на которые претендуют два титульных народа.
Наиболее сложная ситуация в Ферганской долине. Этот самый густонаселенный регион Центральной Азии разделен между тремя государствами: Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном. Причем, узбеки компактно проживают по обе стороны как узбекско-киргизской, так и узбекско-таджикской границ.
Визовый режим между Узбекистаном и Таджикистаном введен с 2001 года, и граница заминирована. Однако, многие ее участки, остаются спорными, и, именно там погибли от мин 76 человек.
Формально жителям пограничных с Узбекистаном районов Киргизии разрешено пересекать границу без визы. Но на практике это сделать непросто. "Узбекские пограничники придираются к людям по любому поводу, пытаясь выбить у них взятку. Особенно тяжело мелким торговцам, везущим товар из Киргизии. Поэтому многие предпочитают не связываться с ними и переходят границу нелегально", – рассказывал "Росбалту" председатель Киргизского международного исламского центра, бывший муфтий республики Садыкджан Камаллудин.
Наиболее забавная ситуация сложилась на самом оживленном участке вблизи киргизского города Ош. Здесь Узбекистан от Киргизии отделяет канал. На всем протяжении этого водного рубежа регулярно строят нелегальные переправы. В качестве "паромов" там курсируют обычные автомобильные камеры с пришитым резиновом дном. Переправа стоит около 1000 узбекских сомов (чуть больше 30 рублей).
Однако нелегальные переходы далеко небезопасны. Узбекские пограничники нередко открывают огонь на поражение. Так, за последние пять лет было убито более десяти так называемых "контрабандистов". Причем, по иронии судьбы, большинство из них узбеки с киргизским гражданством.
Особой пограничной проблемой являются анклавы (часть территории государства, полностью окруженная территорией другого государства). В Киргизской части Ферганской долине три таких образования: Сох и Шахимардан принадлежат Узбекистану, а Ворух — Таджикистану.
"Границы в анклавах, проходят нередко по дворам. Жители получают воду для орошения своих участков из соседнего государства и пасут свой скот за границей. После того, как граница перестала быть формальной, это стало приводить к постоянным конфликтам. В анклавах эти проблемы проявляются особенно выпукло, но они являются серьезной проблемой и в других пограничных районах Ферганской долины", — отметил в беседе с "Росбалтом" проработавший несколько лет в Ферганской долине британский этнолог Мадлин Ривз.
С мнением английского ученого трудно не согласиться. Так, в начале 90-х годах прошлого столетия корреспондент "Росбалта" был свидетелем, как жители припограничных сел ставили вооруженные посты возле "задвижек" на каналах, чтобы не допустить "утечек" воды в соседнее государство.
Пограничные споры в Ферганской долине никак нельзя считать локальной проблемой. Ситуация здесь затрагивает интересы сразу трех государств и, по сути, предопределяет обстановку во всей Центральной Азии.
Увы, межнациональные отношения в регионе далеки от идеальных. В 1989 году в Aндижане вспыхнули еврейские погромы, и в этом же году из Ферганы были изгнаны турки-месхетинцы. В 1990 и 2010 в Оше и Джалал-Абаде произошли кровавые столкновения между узбеками и киргизами. В такой напряженной ситуации даже небольшой пограничный спор может привести к серьезному конфликту.
Правила комментирования
comments powered by Disqus