Намеченные на 4 декабря т.г. президентские выборы в Узбекистане, приковывают пристальное внимание Китая в плане безопасности. Пекин после смерти И.Каримова озабочен состоянием здоровья президента Кыргызстана А.Атамбаева.
КПК считает, что странам Центральной Азии необходимо обратить внимание на принцип преемственности среди лидеров государств региона. По оценкам экспертов КНР, в целях сохранения региональной безопасности и общественного настроения, данный принцип необходимо строго соблюдать.
В связи с проведением в г.Ханьчжоу Саммита G-20, ни глава КНР Си Цзиньпинь, ни его премьер-министр Ли Кэцян не смогли присутствовать на похоронах И.Каримова. В связи с чем, Председатель КПК направил вице-премьера Чжан Гаоли на похороны в качестве своего специального посланника, а премьер-министр Ли Кэцян выразил свое почтение в Посольстве Республики Узбекистан в Пекине.
По оценкам западных экспертов, Чжан Гаоли является представителем "внутреннего круга" политических сил страны и седьмым человеком в иерархической цепи КПК. Следует отметить, что ранее на подобных похоронных сессиях, в частности, экс-президента Сингапура Ли Куан Ю и бывшего президента ЮАР Нельсона Манделы, от КНР присутствовал Ли Юаньчао, в то время являвшимся представителем "внешнего круга" политических сил страны, состоящим из 25 человек.
Чжан Гаоли также является главой Инициативной группы Управления по улучшению развития китайской инициативы "Один пояс - один путь". Рассматривая важность Узбекистана, в данном контексте, возможно, что Чжан Гаоли был одним из наиболее подходящих кандидатов на участие в похоронной сессии. Данное решение КПК указывает на то, что Пекин делает ставку на новое правительство Республики Узбекистан, с которым необходимо активизировать усилия по развитию отношений.
Вместе с тем, необходимо учитывать в Узбекистане "корейский фактор". Сеул занимает более сильные позиции в стране, чем Пекин. Вероятно, Китай в «посткаримовском» Узбекистане стремится составить сильную конкуренцию Южной Корее и с последующим ее вытеснением с рынка.
Справка: На территории Узбекистана действует более 300 предприятий с участием китайских инвестиций, в т.ч. 52 — со 100% капиталом КНР, основными видами деятельности которых, являются производство продукции легкой промышленности, переработка сельхозпродукции, оказание посреднических услуг и др. При активном взаимодействии с китайскими компаниями в Узбекистане поэтапно реализуется ряд крупных инфраструктурных проектов.
Для сравнения, в РУ создано 449 совместных с Южной Кореей предприятий, в том числе более 70 — со стопроцентным южнокорейским капиталом, основными видами деятельности, которых являются автомобилестроение, продукция легкой промышленности, альтернативной энергетике, технического кремния. Открыты представительства 79 компаний Южной Кореи. Кроме того, углубляются двусторонние культурно-гуманитарные связи, в частности, в науке, образовании, искусстве, спорте, туризме и других направлениях.
Во время визита Чжан Гаоли встретился с премьер-министром Узбекистана Ш.Мирзиеевым, с которым он обсудил продолжение развития инициативы "Один пояс - один путь", улучшение их всестороннего стратегического партнерства, путем установления приоритетов экономики, торговли, энергетики, производственных мощностей, грузопотока и безопасности в двустороннем сотрудничестве.
Эксперт по странам Центральной Азии в КНР профессор Чжао Хуашэн считает, что результаты президентских выборов не окажут существенного влияния на узбеко-китайские отношения, потому что нет никаких серьезных проблем в двустороннем сотрудничестве. Также у нового главы РУ нет никаких оснований не поддерживать хорошие отношения с КНР.
"Один пояс - один путь" выгоден только Пекину Поднебесная получит прибыль, как от финансирования, так и от строительства инфраструктурных проектов, в то время как развивающиеся страны могут понести финансовые риски.
Также он полагает, что вероятный президент Узбекистана Ш.Мирзиеев открыт к более продуктивным и близким отношениям с Москвой, нежели с Пекином. Однако пока не ясно, принесет ли это какой-либо ущерб КНР.
Таким образом, несмотря на потенциально властный характер крупных китайских инвестиций, распространенных в Центрально-азиатском регионе, все показатели в отношениях между Узбекистаном и Китаем являются позитивными. Ташкент будет продолжать привлекать иностранные инвестиции, а Пекин доказал достаточно надежные позиции в этом направлении.
В то время как Москва приступила к активным действиям в отношении Ташкента после кончины И.Каримова, Пекин будет стремиться занять устойчивую восходящую траекторию во взаимоотношениях с Узбекистаном, обозначив цель занять место Сеула в торговых и промышленных сферах. Не исключено, что Китай предложит свои инвестиции и кредиты под предлогом реализации "Одного пояса - Одного пути" в целях занятия узбекского рынка.
Для Китая приоритет остается фактом, что Узбекистан останется стабильным государством, и Пекин найдет все способы для реализации строительства инициативы "Один пояс - Один путь".
Правила комментирования
comments powered by Disqus