Проблемы и перспективы экономического сотрудничества Таджикистана и Российской Федерации обсудили 1 декабря в Душанбе в рамках Пятой конференции по межрегиональному сотрудничеству. Мероприятие, организованное министерствами экономического развития Российской Федерации и Республики Таджикистан прошло при активном участии представителей деловых кругов двух стран.
Российскую делегацию на конференции возглавлял Александр Цыбульский, заместитель Министра экономического развития РФ, который отвечая на вопросы Dialog.TJ рассказал о выгодах для Таджикистана от интеграции с ЕАЭС, инвестициях в экономику Таджикистана и причинах сокращения количества совместных российско-таджикских предприятий.
- Известно, что в 2014 году в Таджикистане действовало 227 предприятий с российским участием. Тогда Россия занимала второе место после Китая среди стран-партнёров по данному показателю. Сегодня же на территории республики функционирует всего 140 предприятий с российским капиталом. С чем связано резкое сокращение количества совместных предприятий?
Это, прежде всего, связано с развитием макроэкономической ситуации в мире. Бизнес это живой организм, он реагирует на все внешние вызовы и изменения. Конечно, сейчас экономическая ситуация в мире является довольно турбулентной и нестабильной. И это, в первую очередь, влияет на бизнес, который где-то сокращает свою активность, а где-то увеличивает. Однако это не означает, что количество компаний сокращается. Это означает, что одни уходят, а другие приходят. Это всегда балансовая величина.
- Сегодня на конференции также упоминался вопрос об интеграции Таджикистана в ЕАЭС. Какие плюсы и минусы Вы видите от вступления республики в данный союз?
Для Таджикистана я вижу огромные выгоды. В первую очередь это беспрепятственный доступ к огромным рынкам стран-членов Евразийского экономического союза, а это почти 200 млн. потребителей. Это свободное передвижение капитала, услуг, товаров, трудовых ресурсов. Только перечисление этих базовых выгод, которые получатся в силу реализации любого экономически интеграционного процесса уже, как мне кажется, несёт в себе потенциальные выгоды для Таджикистана.
- Вы в своём выступлении отметили, что объём российских инвестиций в Таджикистан составляет $1,4 млрд. или 21% от общего объёма всех иностранных инвестиций в республике. Известно, что Россия готова потратить на проект строительства атомной электростанции «Аккую» в Турции порядка 20 млрд. долларов. При этом мы говорим о стратегическом партнёрстве между Таджикистаном и Россией. Если это так, то почему Россия не спешит так же активно инвестировать в таджикскую экономику?
Объём инвестиций напрямую зависит от объёмов национальных экономик. И на сегодняшний день любые инвестиционные проекты это проекты взаимовыгодные. Инвестор, входя в любой проект, соотносит возвратный капитал, который он вкладывает и те риски, с которыми он сталкивается на рынке. Я не могу говорить за инвесторов. Это всегда частное решение по каждому отдельному проекту. Если вы сравниваете Таджикистан и Турцию значит, по всей видимости, инвестор, то есть «Росатом», видит меньшие риски и большие выгоды от проекта там. Наверное, если аналогичное предложение и условия с таджикской стороны будут предложены «Росатому», то, уверен, её руководство самым внимательным образом рассмотрит это предложение.
- В нашем случае имеется в виду немного другое. Таджикистан, как вы знаете, богат гидроресурсами. Почему, на Ваш взгляд, российские инвесторы не очень активны в плане реализации гидроэнергетических проектов в Таджикистане?
Сложно говорить о том, почему они недостаточно активны. Опять же, я не могу говорить за инвесторов. Это частные компании, которые принимают для себя решения вхождения в тот или иной проект исходя из конкретных критериев по каждому кейсу.
Правила комментирования
comments powered by Disqus