В афганской провинции Фарьяб, вблизи границы с Туркменией, бои с местными силами полиции и самообороны ведут талибы и отряды ИДУ. Создает ли это угрозу для безопасности Туркмении?
Боевая активность движения "Талибан" на севере Афганистана перекинулась от провинции Бадахшан, граничащей с Таджикистаном, в Фарьяб, к самой границе с Туркменией. B конце апреля боевики талибов захватили ряд селений вблизи этой границы. Тысячи местных жителей были вынуждены бежать из родных мест.
В Фарьябе воюет ИДУ
8 мая начальник полиции Фарьяба Набиджан Мулахель рассказал DW, что боевые действия развернулись в трех уездах провинции, в частности, в Кайсаре. Небольшие отряды боевиков захватили несколько сел с пунктами местной самообороны. Основная ударная сила нападавших - бойцы-иностранцы - чеченцы и узбеки, входящие в состав Исламского движения Узбекистана (ИДУ). С ними были афганские таджики, туркмены и пуштуны. Правительственным силам удалось вытеснить нападавших из занятых ими кишлаков. Но те не покинули провинцию, а скрылись в высокогорных районах Фарьяба. По положению на 8 мая, бои в Кайсаре завершены, однако столкновения продолжались в других уездах.
Начальник полиции Фарьяба указал, что боевики ИДУ осуществляли план движения "Талибан", и направили удар в район, имеющий стратегическое значение. Там расположен водоресурс, который неофициально носит название "Туркестанский банк воды", и важен не только для Фарьяба, но и для расположенных неподалеку Туркмениb и Узбекистана. Остается ли боевая активность боевиков в Фарьябе внутренней проблемой афганского правительства, или же Ашхабаду также стоит считаться с новыми рисками?
Угроза для Туркмении?
В интервью DW лидер туркменской Республиканской партии в изгнании Нурмухаммед Ханамов заявил, что происходящее в Фарьябе очень тревожит туркменских жителей приграничья. "Спецотряд, состоящий из боевиков, пришедших из Центральной Азии и с российского Северного Кавказа, своей оснащенностью и подготовкой превосходит не только боевиков ИДУ, но и части афганской армии", - подчеркнул оппозиционный политик.
"Активность боевиков ИДУ у границ Туркмении создает совершенно новую ситуацию для Ашхабада и для региона в целом", - заявила в интервью DW координатор Объединенной евразийской экспертной сети Jeen Наталья Харитонова. По ее словам, ряд экспертов в России и в регионе уверены, что талибы не будут нападать на республики Центральной Азии, и Ашхабаду, который еще при Ниязове дружил с муллой Омаром, не следует беспокоиться. Однако, по ее мнению, ошибочно исходить из того, что ИДУ лишь следует планам талибов. "Это союзники по ряду действий в Афганистане, и политические планы ИДУ связаны как раз со странами региона. Не случайно источники утверждают, что второе название ИДУ сейчас - Исламское движение Туркестана", - указывает Наталья Харитонова.
Таджикский сценарий
Российский эксперт считает, что стратегия боевиков скорее всего повторит их прежние действия в провинциях, примыкающих к Таджикистану, где они "обжились" среди местных жителей, наладили каналы получения фальшивых документов, и направляются в Таджикистан и далее в другие страны Центральной Азии для ведения агитационной и подрывной работы.
Если учесть, что туркменские силы безопасности слабее таджикских, а Ашхабад, в отличие от Душанбе, всячески избегает привлекать иностранную помощь, то это второе, туркменское стратегическое направление действий ИДУ, создающее кольцо вокруг Узбекистана, можно оценить как потенциально еще более опасное, нежели таджикское, - полагает Наталья Харитонова.
"Российский эксперт по кризисным ситуациям Лев Корольков уточняет, что в Фарьябе идет отработка координации действий "Талибана" и ИДУ в местах, где среди местных жителей преобладают узбеки, но имеется значительное число этнических туркмен. Многие из них имеют свои обиды на власти соседней страны еще со времени правления Ниязова, и потому представляют собой значительный вербовочный контингент для ИДУ. По словам Королькова, в соответствии с тактикой сетевых террористических исламистских организаций, их могут направлять в Туркмению для создания там "спящих" ячеек, или дальнейшего проникновения в Узбекистан и особенно в Казахстан, работу в котором ИДУ и близкие ей группировки резко активизировали с 2009-2010 годов.
Беспокойство Ашхабада и страусиная тактика
"До самого недавнего времени Ашхабад придерживался страусиной тактики, избегал координации коллективных мер безопасности со странами ОДКБ, утверждая, что в стране все ", - замечает Лев Корольков. Однако лидер туркменской Республиканской партии в изгнании Ханамов подчеркнул, что признаки беспокойства в Ашхабаде все же есть. Туркмения приняла самое деятельное участие в обсуждении вопросов защиты границ региона на афганском направлении во время встречи в конце марта в Казахстане глав пограничных служб республик Центральной Азии. Очень активную агентурную работу среди афганских туркмен ведут туркменские спецслужбы.
"В Ашхабаде опасаются, что рядом с границей среди афганских туркмен могут сформироваться группировки из недовольных режимом в Туркмении, к которым может примкнуть молодежь из самой Туркмении и других стран Центральной Азии, и которых может привлечь на свою сторону либо ИДУ, либо туркменская политическая оппозиция ", - говорит Нурмухаммед Ханамов. В свою очередь, начальник полиции Фарьяба Набиджан Мулахель сообщил DW, что на туркменской стороне никакого усиления пограничных мер не наблюдается и контактов с туркменскими коллегами в связи с эскалацией напряженности в провинции пока не осуществлялось.
Правила комментирования
comments powered by Disqus