В мировой политике сегодня все запутано. Кто друг, а кто враг - понять непросто. Да и цена дружбы меняется, как ценники после очередной девальвации. Говоря образно, мы наблюдаем реальную политическую инфляцию. Поэтому с каждым днем становится все сложнее объяснять обществу цену политической дружбы. Как быть Казахстану в такой ситуации? Мы решили узнать мнение по этому поводу известного казахстанского эксперта Асылбека Бисенбаева.
Вот что он ответил:
- Проблема не в том, что происходит вне нас, а в том, что происходит внутри нас. Сформулируйте четко и ясно свои национальные интересы, и тогда станет понятно, кто друг, а кто враг. А если эти самые интересы не сформулированы ясно и четко, не вызывают позитивного отклика в обществе, то в таком случае определиться будет очень непросто. Потому что если мы сами не понимаем, чего мы хотим, то все остальное сделать тоже будет сложно.
Если взять, к примеру, такой приоритет, как сохранение территориальной целостности, то в этом смысле мы совершаем одну ошибку за другой. Хотя бы потому, что дружим не с теми, с кем надо бы…
Поэтому во главу угла необходимо ставить национальные интересы и приоритеты. Кто и когда нам четко и внятно объяснял, как они формируются и пропагандируются, почему осуществляется тот или иной внешнеполитический шаг? В этих вопросах порой недостает ясности. Внешнеполитическая стратегия вырастает из задач внутреннего развития. И пока мы не ответим на вопрос, кто мы и куда идем, мы не сможем сформулировать ни внешнеполитические задачи, ни внутриполитические приоритеты, не сможем определиться с союзниками. Это и есть для нас самая большая проблема.
Как только мы ответим на этот ключевой вопрос, то сразу станет ясно, кто потенциальный союзник, а кто уже давно не является таковым. Например, попытаемся сформулировать, какие задачи мы ставим перед Казахстаном на ближайшие десять лет.
Первая и главная - сохранение территориальной целостности и невмешательство в наши внутренние дела. И если отталкиваться от этого приоритета, то получается, что мы вообще не с теми дружим. А те, с кем мы дружим, как раз таки и нарушают эти принципы. Хотя сами же подписывали соответствующие международные меморандумы и соглашения, согласно которым брали на себя вполне конкретные политические обязательства и давали гарантии. Причем не только в Будапеште в 1994 году, но и в формате СНГ в декабре 1991-го в Алма-Ате.
Если же взять задачи экономического развития, то там несколько иная картина. Тут есть определенный парадокс. Потому что экономика тянет нас в Китай, а политика в Москву. И что бы там ни говорили о союзнических отношениях Китая и России, на самом-то деле их интересы несколько разнятся. Если не сказать больше. Ведь ни для кого не секрет, что политические интересы КНР лежат несколько в иной плоскости, нежели российские.
Вот сбили российский самолет. С точки зрения международного права турки все сделали правильно. НАТО сразу же заявило о своей поддержке, и не только потому, что Турция - член блока. А еще и потому, что Турция поступила правильно - как с точки зрения защиты своего воздушного пространства, так и в плане обеспечения безопасности границ НАТО.
Поэтому, видимо, надо уметь выбирать союзников. Если ты правильно выбираешь друзей, то тебе не будет потом стыдно, да и друзьям не будет неудобно за твое поведение, поскольку ты правильно себя ведешь. Вот и все.
Линия поведения некоторых наших сегодняшних союзников не совсем понятна и не всегда предсказуема. Последнее обстоятельство есть не очень хорошо. Как нам быть, если интересы нашего союзника каждый раз меняются в зависимости от текущей политики?
Поэтому непросто дружить с теми, у кого нет постоянных и четко сформулированных интересов. Более века назад лорд Пальмерстон высказал свою знаменитую формулу: "У Британии нет постоянных врагов и постоянных друзей - у Британии есть только постоянные интересы". Если у тебя сформулированы свои собственные интересы, своя национальная стратегия, которая базируется на этих интересах, тогда ты правильно выбираешь союзников. А если у тебя нет четко выраженной платформы, то и союзники у тебя будут непонятно какие.
Словом, если у нас будут четко выраженные национальные интересы и мы будем их знать и поддерживать, то тогда нам будет легче определяться с союзниками.
Правила комментирования
comments powered by Disqus