90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Пусть Казахстан превратится в наш сырьевой придаток, — кыргызский бизнесмен

16.01.2017 13:13

Экономика

Пусть Казахстан превратится в наш сырьевой придаток, — кыргызский бизнесмен

Почему важно, чтобы Анна Седокова постила в Инстаграм платья Наиля Байкучукова и почему разводить грибы в Кыргызстане выгоднее "модных" яиц, узнала корреспондент Sputnik Асель Минбаева.

Само слово "блогер" в Кыргызстане теперь принято произносить с оттенком снисходительности. Блогер — это накручивающая на бесконечные плойки бесконечные волосы бьюти-дива. Блогер — это личность пубертатного периода, рассказывающая про ненависть к власти и Айнуре из 9б. Блогер — это парень без работы и амбиций, комментирующий монотонным голосом очередную компьютерную игрушку.

Бакыт Дегенбаев тоже блогер. Но он не просто набирает подписчиков (сейчас в группе "Покупай кыргызское!" больше 16 тысяч человек), но и рассказывает кыргызстанцам, что хорошего есть у нас в стране. Кстати, Бакыт занимается страничкой не вместо, а после работы: у него свой бизнес. 

— Моя коллега Катя Михайлова на днях проделала такой эксперимент: купила одни и те же товары, которые произвели здесь и за рубежом. Оказалось, что наше в три раза дешевле. Значит, чтобы привлечь покупателей, низкой цены недостаточно?

— Бизнес — это война. У нас очень большая конкуренция, и надеяться только на дешевизну — это проигрыш. Когда вы подходите к полке, вы ведь не сразу смотрите на цену. Сначала видите упаковку, дизайн, надпись. А это у нас хромает.

— А почему наши бизнесмены не уделяют пиару и маркетингу должного внимания? Из-за денег?

— Сейчас для раскрутки не надо много денег. Соцсети набирают огромную аудиторию, можно моментально узнавать, что думают о товаре сами читатели, рассказывать им о новинках, преимуществах. Я призываю бизнесменов работать над этим.

— Как вы раскрутили свою страничку на Фейсбуке?

— Я раньше работал на предприятии, видел, с каким трудом развивается местное производство. Нашим приходится гораздо сложнее, чем бизнесменам из других стран.

— Почему?

— Если смотреть в глобальном масштабе, то есть несколько больших рынков. Мы находимся вдали ото всех. Из-за недостатка денег нам сложно привезти качественное сырье, а без него невозможно произвести хороший продукт.

Кроме того, мы теряем инженерные кадры, а без них прорыв невозможен. Такие вещи по нам очень больно бьют.

Я всегда хотел как-то помочь нашим производителям, долго мучился вопросом: "Как?". Мне нужен был недорогой вариант продвижения этой идеи. 

Я часто и много ездил по стране, собирал материалы, все это копилось. И в голову пришла мысль создать страничку на Фейсбуке. Сейчас там уже 17 тысяч подписчиков. Знаете, чем хороша эта группа?

— Чем?

— У нашего общества сейчас страшный психоз. Люди на грани нервного срыва. Пройдите по городу — никто не улыбается. Мы уже не верим ни в страну, ни в себя.

А у странички есть терапевтический эффект. Если каждый день давать людям порцию положительных эмоций, то они снова начинают доверять друг другу. Я часто вижу комментарии в духе: "Оказывается, в Кыргызстане дела идут на поправку, пора возвращаться домой!". Спрашивают, в какую отрасль сейчас можно вложить деньги.

— Какая ваша публикация набрала наибольшее количество отзывов?

— Например, все, что связано с обувью. Просто к продуктам мы привыкли, так как всегда их производили. А вот что касается обуви… За 20 лет мы настолько сроднились с импортом, что даже не представляем, что ботинки и туфли можно шить здесь. 

А ведь это не новое, а хорошо забытое старое. До 91-го Бишкек неформально был обувной столицей СССР. Наши обувщики хозяйничали от Владивостока до Варшавы. 

Мне рассказывают истории, что, когда в зал заходили наши кожевенники, все вставали и начинали аплодировать: мол, приехали лидеры. 

А еще "выстрелила" брусчатка, оформленная под ширдак, с орнаментами. Мне позвонили из Аргентины (интересно, как нашли телефон?) и попросили познакомить с производителями. Хотели заказать целый контейнер брусчатки. 

— Вчера я говорила со швейниками, и они рассказали, что у людей осталось предубеждение, что импортное всегда лучше, качественнее. Как думаете, можно ли перебороть такое сознание?

— Я не идеалист и не считаю, что люди должны покупать товары только потому, что они местного производства. Каждый производитель должен нести ответственность за свой продукт. Если товар некачественный, то он по законам рынка не должен выжить.

Но психологический барьер "чужое лучше" есть, и, чтобы переломить его, нам нужна пропаганда. Надо заниматься этим каждый день, не от фестиваля к фестивалю и не от ярмарки к ярмарке. Это каждодневный труд. Как поднять швейную отрасль? Одеть всех знаменитостей в нашей стране. 

— Вот, например, певица Анна Седокова носит платья нашего дизайнера Наиля Байкучукова и пишет об этом во всех инстаграмах. 

— Это здорово, показывает уровень мастерства наших дизайнеров. 

— Вы знаете, мы, журналисты, и рады бы продвигать наше. Но нам гораздо легче упомянуть в тексте зарубежный Adidas, нежели наш Bigser Sport. Вот "Форбс" пишет названия предприятий в рейтингах свободно, а у нас это уже реклама. Может, пора изменить наше законодательство?

— Такие вещи должны быть очень прогрессивными. Наша жизнь должна упрощаться. Я не специалист в рекламе, мне тяжело ответить на этот вопрос, но считаю, что такие вещи не стоит усложнять.

Нам, блогерам, не надо об этом задумываться, говорить себе: "Это нельзя, то нельзя". Хотя я тоже избегаю прямой рекламы: она очень быстро надоедает. 

— Помимо вашей группы, в соцсетях также безумно популярны всякие черные списки. Там люди публично поливают грязью очередной бизнес. Понятно, что 25 лет — не срок для экономики, бизнесу еще многое предстоит отработать. Как думаете, насколько такие группы безвредны?

— У меня сердце кровью обливается. Критика в таких группах не всегда объективна. Допустим, человек купил прокисшее молоко, хотя у него нормальный срок годности. А почему так случилось? 

Может, в магазине холодильник вышел из строя или продавец наплевал на условия хранения. Нет, если молоко прокисло, грешен в этом производитель. 

Я не считаю, что бизнесмен, вложивший много денег в дело, будет выпускать настолько некачественный товар. Это ему просто невыгодно. 

Призываю людей сначала разобраться, кто действительно в этом виноват, а уж потом линчевать производителя. 

— А что мы, кыргызстанцы, можем производить такого, что будет востребовано не только у нас, но и по всему миру?

— Свободных ниш много, но мы слишком привыкли работать по-старому. В этом проблема: мы можем делать много вещей, но ни один наш производитель не может серьезно заявить о себе хотя бы на региональном уровне. 

Вот местное сливочное масло как продается? Мы идем на рынок, покупаем 700 граммов этого продукта. Кусок обернут в невзрачный пакетик. Мы приходим домой, отрезаем от большого куска маленький, который бы поместился в масленку, остальное кладем в морозильник, чтобы потом снова достать его и отрезать масло по мере необходимости.

Импортное же масло приходит сюда в красивой упаковке, его не надо разрезать, замораживать, оно размером как раз под масленку. Нужно только открыть и съесть. 

И таких вещей очень много. Мы 25 лет безуспешно пытаемся экспортировать воду в сказочно богатые арабские страны. На встречах правительственного уровня этот вопрос до сих пор стоит. Но если Кыргызстан богат водой, то почему бы в ней не выращивать рыбу?

Месяц назад в "Форбсе" появилась статья, где сравнили радужную форель из 25 хозяйств из разных стран. Наша рыба оказалась самой лучшей по своим вкусовым характеристикам.  Или возьмем грибоводство. Мы все привыкли к вешенкам, которые выращиваются в теплицах. Я изучаю эту тему, и знаете, обнаружил, что у нас есть уникальные виды грибов, которые за рубежом с руками оторвут. Есть сорта, которые стоят до полутора тысяч долларов за килограмм. 

К сожалению, у нас нет статистики, какие виды грибов, сколько их. Я так подозреваю, ни одно ведомство не ведает об этих возможностях. 

Конечно, хотелось бы построить цеха и продавать за рубеж не столько грибы или рыбу, сколько грибные консервы или копченую форель в вакуумной упаковке. Но, это, конечно, придет не сразу. 

Нам надо перестать гоняться за "модными" вещами. Если какая-то страна что-то делает, то это не значит, что нам тоже надо. 

— А какие-такие модные вещи, например?

— Яйца. Или пшеница. Я патриот, но давайте смотреть правде в глаза. Килограмм пшеницы стоит 15-16 сомов. А ведь на тот же гектар можно посадить ту же гречку, которая стоит в 5-6 раз дороже. Пшеницу завезти из Казахстана — пусть он превратится в наш сырьевой придаток!

— Есть еще одна проблема. Я как-то увидела у вас в ленте, что в Кыргызстане стали производить ореховое молоко, тщетно пыталась найти это молоко в бишкекских супермаркетах. Потом узнала, что магазины не очень-то охотно ставят на свои полки местные продукты. Почему?

— Это закон бизнеса. Супермаркеты тоже оплачивают аренду, им важно, чтобы каждый метр площади приносил доход. Поэтому они стараются брать под реализацию то, что стопроцентно продастся. 

Если бы в государственной программе было прописано, что какая-то доля торговых площадей должна быть отведена под отечественную продукцию, то это кардинально изменило бы весь расклад на рынке. 

Но эту проблему надо решать так, чтобы было выгодно обеим сторонам: и магазину, и предпринимателям.

Но я сейчас расскажу вам один случай. Не так давно мы стали много писать о киноа. Это растение, которое растет в Латинской Америке, аналог пшеницы. Из нее делают муку, хлеб, кашу. Она хорошо подходит для людей, которые следят за своим здоровьем. 

В Кыргызстане мы писали полгода о ней. После публикаций о нашем агрономе, который культивирует этот тип растений, его пригласили в Грузию для обмена опытом. Так что мы теперь страна, которая может экспортировать знания. 

Один из гипермаркетов проявил интерес к продаже этой культуры на своих полках, и его руководство бегает за этими предпринимателями. Вот так один эксклюзивный продукт изменил систему. 

— Вы знаете, я как-то решила купить ромашку. В аптеке была нашего производства в очень красивой упаковке. Рука сама к ней потянулась, а потом я увидела цену, которая была в два раза выше, чем у соседней, импортной ромашки. Вот почему, если красивая упаковка, качественный товар, так производители делают его несоизмеримо дорогим?

— Мы за 25 лет независимости привыкли потреблять самое дешевое. В Кыргызстан завозили только такое. К сожалению, мы привыкли потреблять продукты сомнительного качества. Это не есть хорошо.

Если мы хотим качественное, то должны платить хорошие деньги. Стоящий товар не может стоить копейки. 

Я считаю, что надо работать не над тем, как можно удешевить товар. Важно понять, как можно повысить благосостояние общества. Почему мы не можем купить эти товары? Почему мы мало зарабатываем? 

В экономике есть такое понятие, что средняя заработная плата в стране должна составлять одну тонну бензина. Сейчас в Кыргызстане бензин стоит 35-36 сомов за литр. То есть средняя зарплата в Кыргызстане – 36 тысяч сомов. 

С такой зарплатой так ли уж важно, стоит ли ромашка на 10 или 15 сомов дороже?

— Мне с любой зарплатой важно, я скряга…

— Ну накажите производителя сомом — не покупайте. Но если действительно достойный производитель по своим принципам использует только качественное сырье, он вынужден будет продавать по высокой цене.

 

Следите за нашими новостями на Facebook

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://ru.sputnik.kg/economy/20160912/1029144451.html

16.01.2017 13:13

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Дни рождения:

0.4%

взрослых граждан Туркменистана имеют счет в банке

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31