Пытаясь справиться с многоженством в Таджикистане, Комитет по делам религии и упорядочению традиций и обычаев страны решил усложнить совершение мусульманского обряда – никох. Теперь проводить его могут только главы пятничных и соборных мечетей, где молодожены в обязательном порядке должны предоставить свидетельство о регистрации брака. Если обряд будет проведен неофициальными духовными деятелями – муллами, им будет вынесено предупреждение, правда, административного наказания за свои действия они не понесут. Пока не понесут: в Комитете думают над тем, как решить и эту проблему.
О том, как восприняли эту инициативу в Таджикистане, и как в этой стране становятся вторыми женами, «Открытая Азия онлайн» узнавала вместе со своими партнерами - медиа-группой «Азия Плюс».
Эту инициативу обсуждали в Таджикистане бурно, особенно когда ее поддержал Председатель Духовного управления мусульман города Москвы, муфтий Москвы Ильдар-хазрат Аляутдинов. Комментируя решение Комитета, он отметил, что, усложняя обряд венчания, Таджикистан защищает женщин.
«Если взять Москву, то, к сожалению, в последнее время часто встречается ситуация, когда люди, которые приехали в столицу на заработки, создают вторую, третью семью, не оповещая об этом первую. Этот некий бардак - вопрос создания семьи, конечно, немного настораживает», - цитирует слова муфтия «АП» со ссылкой на Sputnik.
Такое же мнение относительно многоженства высказал и заместитель председателя Комитета по делам религии Джумахон Гиёсов.
«Это делается для того, чтобы предотвратить случаи заключения повторного никоха со стороны мужчины или брака с несовершеннолетними, - сказал Гиёсов. - Имам-хатибам поручено совершать никох только при наличии документа из ЗАГСа. Те имам-хатибы, которые нарушили это поручение и заключили никох мужчины со второй или третьей женой, уже сняты с должности».
В Комитете утверждают, что сейчас решается вопрос возможности привлечения мулл, совершивших повторный обряд венчания, к административной ответственности.
Пользователи таджикского сегмента Интернета обвинили Комитет по делам религии и московского священнослужителя в том, что своими действиями и заявлениями они ставят светский закон выше законов шариата.
«Наш Комитет по религии хочет быть святее Корана и шариата», - отметил в комментариях на сайте «Азия Плюс» пользователь под ником Student.
«Теперь этот Комитет должен составить СВОЮ версию Корана, СВОЙ шариат и объявить о НОВОЙ религии для таджиков, которая весьма далека от традиционного Ислама», - поддержал его Rustam.
Впрочем, были среди читателей и те, кто согласился с решением комитета.
«Правильно говорит Ильдар-хазрат. Наши свой блуд прикрывают шариатом, потом - беспризорные дети и женщины-суицидницы», - высказал свое мнение Хасан.
Между тем, практика многоженства в последние годы широко распространилась в Таджикистане, а также среди мигрантов, находящихся на заработках в России. Как правило, картина выглядит так: две семьи редко встречаются или совсем не знают друг о друге, хорошее отношение между женами - редкое явление. Фактически, вторая жена существует на правах любовницы, но часто это положение женщин совсем не смущает, и на это у них есть свои причины. Вот несколько таких историй.
«Не надо нас судить»
«Я – вторая жена. Это так, но я не стыжусь этого. До того, как стать второй женой, я дважды побывала замужем. И ничего, кроме боли и предательства, не испытала. Одна радость – ребенок, с которым осталась, и целый чемодан жизненного опыта. Каждой женщине хочется быть единственной, но что делать, если мужчин всегда не хватает?
Второй женой я являюсь уже 16 лет и ни разу не пожалела об этом. В каждой семейной жизни есть свои плюсы и минусы, и наша жизнь - не исключение. Принято думать, что жизнь у таких, как я, - счастливая, богатая и безоблачная. Но это далеко не так. Мой муж - бывший бизнесмен, сейчас работает водителем и по совместительству грузчиком, но ни за какие деньги я не предам человека, который сделал меня счастливой. Я родила от него дочку, и от моего первого ребенка он не отказался, за что я ему очень благодарна.
Живем мы посменно: день через три, то есть три дня он у первой жены, один день у нас. Кто-то может подумать: ну что можно за один день дать своей второй семье? Всё! Ведь каждый раз это наш маленький семейный праздник.
Но, помимо праздников, есть и будни. Бывает, что муж очень нужен рядом, болеет ребенок, но ты не имеешь права звонить ему, когда он дома. Женщины, наверное, думают: «Надоели молодые, красивые, продажные, уводите наших мужей». Но я вам скажу вот что: мне 41 год, не красавица, не модель, у меня три образования, и вешу более 100 кг! У меня артроз и третья степень ожирения. Но если мужчина – ваш, от вас он никуда не уйдет… Многие из нас берут не телом, а умом и пониманием. И не надо нас судить, мы тоже люди и, как все, хотим быть любимыми и желанными, пусть даже таким способом».
«Я - бывшая первая»
«Меня выдали замуж рано – в 17 лет. Мой муж - единственный сын в семье. Они жили по соседству с нами, и отец решил, что лучшей партии для меня не найти. Вначале жизнь у нас была счастливой; за 6 лет совместной жизни у нас родилось трое детей, и все девочки. Свекор со свекровью были довольны мной, и на осуждающие возгласы со стороны, что, мол, невестка рожает только дочерей, не обращали внимания. «Они еще молодые, успеют сына родить», - говорили они.
Конечно, муж мечтал о наследнике, и поэтому, когда я забеременела в четвертый раз, буквально носил меня на руках. Но случилась беда: неразвивающаяся беременность; чтобы сохранить мне жизнь, врачи пошли на крайнюю меру: удалили матку.
Скоро муж попросил собрать все пожитки и переехать вместе с детьми в их городскую квартиру. Я обрадовалась, что он заботится о моем здоровье, поэтому решил отправить меня подальше от суровой жизни в кишлаке. Он привозил мне и детям продукты, но приезжал все реже, ссылаясь на то, что у него много работы. Однажды я случайно узнала, что его женили. У меня тогда была истерика, затем скандал, и в результате мы развелись.
Никогда не забуду виноватые глаза свекра, который приехал с нами повидаться перед тем, как уехать в хадж. Он просил у меня прощения и плакал. «Пойми, если бы я не женил сына во второй раз, то наш род на нем бы и закончился. А нам нужен наследник!» - объяснил он. Перед тем, как уехать, он взял с сына клятву никогда не бросать меня и заботиться о детях. Так получилось, что свекор умер, а муж, чтобы исполнить его завещание, женился на мне во второй раз…
От второго брака у мужа трое сыновей, и он счастлив. Теперь я, бывшая первая жена, являюсь второй супругой своего мужа. Я не имею права приезжать в его родной дом на семейные торжества, так как его теперь уже первой жене это не нравится. И вообще, она очень ревниво относится к нашим отношениям и старается всячески препятствовать каждому приезду мужа к нам».
«Выдал замуж свекор»
«В 16 лет меня увезли далеко, в чужой дом, и в первую брачную ночь я впервые увидела своего суженого. Муж был на пять лет старше меня, и, как только прошел первый месяц нашей совместной жизни, он уехал на заработки в Россию. Я забеременела и в 2010 году родила первую дочь. Когда он через год приехал обратно, то провел всего две недели дома. Когда муж уезжал, он долго прощался, и, как потом оказалось, это была наша последняя встреча. В конце 2012-го его сбила машина. Когда из России привезли его тело, я лежала в роддоме. Его похоронили без меня, а на следующий день родился наш сын. Так в 18 лет я осталась вдовой с двумя малышами.
Я не жила, а просто существовала. Старалась быть в доме родителей мужа служанкой, чтобы меня и моих детей не попрекали куском хлеба.
Прошло четыре года. Мой свекор решил сам устроить мою судьбу и выдал меня замуж. Он объяснил мне, что по шариату незамужней женщине нельзя находиться долгое время одной. Но самое ужасное, что меня отдали замуж, а детей с собой брать не разрешили…
Первые дни было тяжело, я плакала дни и ночи напролет, потом заболела. Второй муж оказался понимающим человеком: он терпеливо ждал, чтобы зажили мои раны, хотя я знаю, что они никогда не заживут. Сейчас я живу в Душанбе, на съемной квартире. Муж работает в столице, в кишлаке у него первая семья. О моем существовании они не знают, никто не приходит к нам в гости. Единственная радость - это то, что скоро я снова стану мамой».
Практика брать вторую жену распространяется всё больше не только в Таджикистане. Это явление нарастает и в Казахстане. В народе его называют «токализм». Режиссёр Гаухар Нуртас, снявшая об этом кино, в интервью «Открытой Азии онлайн» выразила мнение, что сегодня этим мужчины прикрывают свои «безответственность, разнузданность, измены». И добавила, что древнюю традицию просто «опошлили и оболгали».
Правила комментирования
comments powered by Disqus