Диаспоры в странах бывшего СССР — явление уникальное, признают политологи.
Любая страна бывшего СССР обладает большим набором диаспор — примерно одинаковым на всем постсоветском пространстве. Отельные политики превращают это в проблему, рассматривая диаспоры и как заложников, и как камень преткновения. Другие видят в этом залог дополнительного притяжения наших стран. Но все эксперты сходятся в том, что история возникновения постсоветских диаспор сделала ситуацию уникальной и не имеющей аналогов в мире. Потому и рецепты решения вопросов диаспор других стран могут здесь не сработать.
Постсоветские диаспоры «противоречат традиционному пониманию диаспоры по многим причинам» — приводит слова Г. Бартоша Информационно-аналитический центр. Причин тому несколько:
«Во-первых, из-за отсутствия родимой земли – политической родины, которой многие советские граждане считали эту великую страну.
Во-вторых, постсоветская диаспора имеет надэтнический характер, лингвистически разнородный, поскольку сама система СССР была гетерогенной.
Здесь нет стремления к сообществам, базирующимся на национальных традициях, людей объединяют цивилизационно-сентиментальные чувства, часто называемые ностальгией (такие чувства чаще всего появляются с течением времени и связаны с тоской по молодости). В результате мы нередко сталкиваемся с особой диаспорой, которая очутилась вне пределов родины, хотя место ее проживания не изменилось. Эта диаспора может стремиться вернуть прежние, сложившиеся в эпоху СССР реалии жизни в ностальгическом измерении». И это ностальгическое измерение формируется посредством евразийских коммуникаций».
Роль диаспор в интеграции: не доминирующий фактор, но важный инструмент.
Естественно, диаспоральность не может полностью определять перспективы сохранения евразийского притяжения государств на постсоветском пространстве. Но диаспоральность есть ключевой фактор для определения показателя интегрированности и может быть подкреплена сильными цивилизационными ценностями. К примеру, если взять две одинаковые по размеру этнические группы, чьи показатели рассеянности по территории также одинаковы, то вероятно, что именно группа с общей историко-цивилизационной ментальностью будет чувствовать себя в стране пребывания более комфортно.
По мнению эксперта Р. Р. Назарова, диаспоральная уникальность постсоветского пространства подтверждается наличием действенных национально-культурных объединений в странах исхода: «Так, в Казахстане активно функционирует Ассамблея народа Казахстана, в Кыргызстане – Ассамблея народа Кыргызстана, в Узбекистане – Республиканский интернациональный культурный центр и т. д. Руководством государств активно используются ресурсы, которые дает этническая близость между диаспорами и зарубежными государствами. Так, стало распространенной практикой включать в состав официальных делегаций при визитах в ту или иную страну руководителей соответствующих национально-культурных центров и обществ».
Евразийская сущность постсоветских диаспоральных структур отчетливее всего проявляется в процессе их непосредственного участия в интеграционных процессах. Подобные контакты являются существенным стимулом для дальнейшего укрепления евразийских ценностей, которые простираются (транслируются) от отдельных диаспоральных систем до постсоветских стран, способствуют сближению и объединению государств по цивилизационному принципу.
Специфика диаспор
Для диаспор постсоветского пространства характерны:
- «Плюрализм включенности», в нем нет строго фиксированного членства, один и тот же человек может принадлежать к нескольким постсоветским сообществам (гражданин Казахстана, евразиец, руководитель диаспоральной структуры в России и т. д.), такой индивид всегда будет рассматриваться как «свой» в призме постсоветского.
- «Социальная память» (коммуникативно-культурная память), связанная со значимыми событиями общества, каналом распространения которой являются памятники, тексты, праздники, события. Ученый Я. Ассман выделяет 5 характеристик социальной памяти. К ним относятся:
- Формирование отношения к определенным группам. Данная характеристика заключается в том, что на основе полученных знаний, которые были созданы культурной памятью, индивид становится способным формировать положительное или отрицательное отношение к социальным группам.
- Социальная память формируется с помощью общества, которое имеет «способность реконструировать» образы прошлого, так как сама по себе память «не имеет возможности сохранять прошлое». Социальная память реконструируется путем соотнесения с настоящим, вписывания в современный контекст.
- Социальная память конструируется посредством множества каналов – письменных, устных, ритуальных практик.
- Социальной памяти необходимо обладать «институциональной поддержкой». «Институциональная поддержка» может выражаться в проведении различных церемоний. Также социальная память основывается на «поддержке носителей» (например, носителями могут выступать жрецы).
- Одной из характеристик социальной памяти является рефлексивность, «через свое культурное наследие общество осознает себя и становится осознанным для других».
Постсоветское пространство определяет ситуации, в которых диаспоральные сообщества, перемещаясь в рамках одного постсоветского поля, уже изначально (на уровне исхода) связаны крепкими цивилизационными и идейно-историческими узами в уникальное евразийское образование как между отдельными постсоветскими странами, так и внутри этого пространства.
Правила комментирования
comments powered by Disqus