90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Казахстан с 2017 года планирует экспортировать газ в Китай

22.02.2017 10:26

Экономика

Казахстан с 2017 года планирует экспортировать газ в Китай

Министерство энергетики Казахстана подтвердило ранее озвученные планы по началу экспорта казахстанского газа в Китай. Начать поставки планируется сразу после подписания соответствующих документов, сообщили в Минэнерго.

В ходе заседания коллегии Министерства энергетики глава ведомства Канат Бозумбаев сообщил, что в Казахстане построена линейная часть газопровода Бейнеу – Бозой – Шымкент, по которому уже транспортировано порядка 5 млрд кубов газа, в том числе в 2016 году – 2 млрд.

 «В этом году проектная мощность газопровода будет доведена до 10 млрд кубов. Это позволит начать поставки отечественного газа на экспорт в Китай, если будут подписаны соответствующие договоры. Кроме того, рассматривается возможность транзита российского газа в Китай по действующей газотранспортной системе Казахстана», – сообщил министр.

Он также отметил, что в 2016 году объем добычи газа составил 46,6 млрд куб. и превысил плановый объем на 5,5%, в основном за счет добычи на месторождениях Западно-Казахстанской и Атырауской областей.

«В 2017 году ожидается добыча до 48,1 млрд кубов газа, в том числе на Кашагане – до 3,1 млрд кубов, на Карачаганаке – до 18 млрд кубов, на Тенгизе – до 14,5 млрд кубов. В целом газовая отрасль имеет хорошую динамику развития. В 2016 году мы имеем сверхплановое производство как товарного, так и сжиженного газа. В 2017 году производство товарного газа будет увеличено до 29 млрд кубов и сжиженного газа – до 2,7 млн тонн», – сообщил г-н Бозумбаев.

Стоит отметить, что к 2020 году Китай планирует нарастить потребление газа на 76%, до 347 млрд куб. м.

В связке с интересами России

Согласно недавно озвученному плану Китая по развитию отрасли до 2020 года КНР планирует сократить использование угля с 64 до 58% с целью сократить выбросы в атмосферу и улучшить экологию.

Взамен угля произойдет увеличение доли газа с 5,9 до 10%, а также возобновляемой энергетики – с 12 до 15%. К 2020 году потребление газа в Китае вырастет почти в два раза, до 346,8 млрд куб. м. Собственная добыча газа увеличится с 134,6 млрд до 220 млрд куб. м в год. Таким образом, доля импортируемого газа в Китай может составить 127 млрд куб. м.

По данным British Petroleum, к 2020 году Китай сможет получать из Центральной Азии порядка 65 млрд куб. м газа.

Введение в эксплуатацию газопровода Бейнеу – Бозой – Шымкент позволяет соединить в единую газотранспортную систему все магистральные газопроводы Казахстана: «Союз», Средняя Азия – Центр, Бухара – Урал, Бухарский газоносный район – Ташкент – Бишкек – Алматы, Газли – Шымкент, Казахстан – Китай. Теоретически ничто не мешает Казахстану экспортировать газ в Китай, который продолжает наращивать объемы потребления топлива.

Однако необходимо понимать, что и сама КНР активно наращивает собственное производство, к тому же у Китая есть долгосрочные контракты с Туркменией и Узбекистаном, а в перспективе – бесперебойные поставки из России благодаря газопроводу «Сила Сибири». Правда, пока вопросы с поступлением российского газа в Китай тормозятся, хотя первые поставки в размере 38 млрд куб. м газа в год были анонсированы уже на 2018 год. В свою очередь Иран и Индия договариваются о строительстве прямого газопровода с перспективой поставок газа в Китай через индийский порт Порбандар в провинции Гуджарат. Таким образом, если планы по экспорту голубого топлива в Китай будут реализованы, то Астане за право доставлять топливо в Поднебесную придется вступить в схватку с огромным количеством конкурентов.

Директор нефтегазовой компании Oil Gas Project Жарас Ахметов отметил, что, несмотря на то что Казахстан обладает значительными запасами газа, тем не менее пока голубое топливо добывается в относительно небольших объемах. При этом значительная часть добытого газа закачивается обратно в пласт. Поэтому, по его словам, в целом рост поставок газа на экспорт должен положительно сказаться на отрасли.

 «Что касается отношений с Туркменистаном и Россией, то с Россией мы не конкурируем: газ будет доставляться в Западный Китай, а Россия планирует отправлять газ в Восточный Китай. С Туркменией пока не совсем ясно. Традиционно основной объем туркменского газа шел в Европу транзитом через Россию. Тут возможны различные свопы. Но для начала, прежде чем говорить об экспорте газа, нужно решить вопрос с самообеспечением. А этому, на мой взгляд, препятствует зарегулированность рынка: ценообразование на внутреннем рынке определяется государством. Газ – социальный продукт, рост цен сдерживается, что, в свою очередь, тормозит инвестиции в отрасль», – сказал Жарас Ахметов.

В конкурентных условиях

Нефтегазовый аналитик Олжас Байдильдинов отметил, что заявление о том, что Казахстан с 2017 года получит возможность экспорта небольших объемов газа в КНР, не следует читать дословно. Так как проблема заключается не только в физической нехватке объемов для обеспечения газом внутреннего рынка и экспортных поставок, но и в самих добывающих компаниях. Понятно, что при экспорте эти цены будут выше, сказал Олжас Байдильдинов, но тогда, по его мнению, либо внутренний рынок будет загружен по остаточному принципу, либо цены на внутреннем рынке должны быть сопоставимы с экспортными.

 «Здесь стоит напомнить, что и в рамках ЕАЭС, и в рамках ВТО Казахстан должен перейти на равнодоходные цены на энергоносители, включая и природный газ. То есть цены на внутреннем рынке должны быть равны экспортным за вычетом налогов/сборов и расходов на транспортировку», – отметил Олжас Байдильдинов.

Между тем Казахстан и сам предлагал использовать для экспорта газа в Китай инфраструктуру РК. Летом 2014 года Казахстан выступил с предложением к России по экспорту газа в Китай по своей территории. Москве тогда предложили вместо реализуемого ею проекта «Алтай» построить газопровод в Китай через РК по маршруту Ишим – Петропавловск – Кокшетау – Астана – Караганда, который сомкнет с газопроводом Средняя Азия – Китай в Хоргосе. Проект «Алтай» предполагает строительство газопровода между газовыми месторождениями Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономный районом на западе Китая, где он мог бы смыкаться с китайским газопроводом Восток – Запад, после чего газ будет поступать в Шанхай. Протяженность газопровода – 6700 км, 2700 км из них – по территории РФ. Оценочная стоимость проекта от $4,5–5 млрд до $10–13,6. Однако КНР не разделила интереса к проекту «Алтай», так как первоочередной задачей Пекина является обеспечение «голубым топливом» не западных, а восточных регионов страны.

В свою очередь, многие эксперты отмечают, что в регионе Центральной Азии растет конкуренция за право экспортировать газ в Китай. В первую очередь она ужесточается в отношении Туркменистана, который прочно закрепил за собой лидерство из стран ЦА по поставкам «голубого топлива» в Поднебесную.

Сдружиться с Туркменистаном

Вместе с тем, несмотря на конкуренцию на рынке углеводородов между Казахстаном и Туркменистаном, наметилось очевидное сотрудничество в топливно-энергетическом секторе. Казахстан и Туркменистан являются транзитными государствами, обеспечивающими вывод энергоресурсов на внешние рынки – казахстанская нефть идет в южном направлении, а диверсификация поставок туркменского газа оказалась невозможной без использования обширной территории Казахстана.

Казахстан является ключевой страной, через которую проходит газопровод Центральная Азия – Китай. Северный маршрут, через который экспортируется туркменский газ в РФ, также проходит через Казахстан. Поэтому практически все пути доставки туркменского газа на внешние рынки завязаны как на РК, так и на другие республики Центральной Азии.

Казахстан также крайне заинтересован в развитии транспортного коридора Север – Юг, он призван обеспечить выход РК и Туркменистана в направлении стран Персидского залива. Ввод в строй туркмено-казахстанского участка железной дороги из Казахстана через Туркменистан в Иран – Узень (Казахстан) – Берекет –(Туркменистан) – Горган (Иран) придал импульс этому процессу.

Тем временем для того чтобы снизить свою зависимость от экспорта голубого топлива по газопроводам, Туркменистан планирует развивать внутреннюю переработку природного газа. Для этого в стране планируется помимо Багаджинского и Наибского газоперерабатывающих комплексов пустить в строй ряд новых заводов. Однако в связи с оттоком высококвалифицированных специалистов из страны эти планы могут быть не реализованы, так как проблема с кадрами крайне остро стоит в Туркменистане все последние годы.

Еще одной проблемой остается то, что согласно прогнозам, к 2025 году произойдет стремительное истощение крупных месторождений страны: Довлетабад, Яшлар, Багтыярлык, которые сегодня дают большую часть природного газа, добываемых здесь.

В опубликованном в 2013 году докладе «Прогноз развития мировой энергетики до 2030 года» отмечается, что запасов углеводородов республики будет достаточно, чтобы обеспечить в ближайшие годы возрастающие потребности Китая, России, Европы и Ирана. При этом не стоит забывать, что по большинству направлений транспортировки углеводородов маршруты Казахстана и Туркменистана пересекаются, что, по мнению экспертов, будет обострять конкуренцию между двумя государствами на мировом рынке.

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

22.02.2017 10:26

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Замирбек Маданбекович Алымбеков

Алымбеков Замирбек Маданбекович

Депутат парламента Кыргызстана

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
76,5%

населения Кыргызстана владеют кыргызским языком

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30