О том, что в школах и вузах необходимо изучать религию, говорят давно, аргументируя сложной ситуацией в религиозной сфере. Присутствие в стране многочисленных церквей, мечетей различных течений ислама демонстрирует, что для мирного существования концессий их необходимо упорядочивать.
Как правильно читать намаз или трактовать Библию, должен научить закон, который родился в 2009 году, когда Госкомиссию по делам религии возглавлял Каныбек Осмоналиев. Чиновник лоббировал законопроект «О религиозном образовании и религиозных учебных заведениях» на уровне стран СНГ, идею поддержали в России и Казахстане. Однако руководство КР отложило проект закона в долгий ящик, да и не до того было в 2010 году. И вот теперь решили заняться проблемой религиозных образовательных учреждений вплотную.
Покрытый пылью и забытьем
Четыре года законопроект «О религиозном образовании и религиозных учебных заведениях» плутал по кабинетам правительства, парламента, аппарата президента. И пока законотворцы пытались понять, что и как в сфере религии необходимо упорядочивать, общая ситуация в религии переменилась не в лучшую сторону.
Согласно опросу американского исследовательского центра «Пью», введение законов шариата на территории Кыргызстана поддерживают 27 процентов респондентов, а 44 процента опрошенных хотят, чтобы посредством шариата решались все семейные вопросы. Подобная статистика говорит о большой исламизации населения. В отношении христианских религиозных течений, особенно сектантского толка, ситуация идентична.
Спасите наши души
По словам автора закона Каныбека Осмоналиева, он поможет упорядочить все религиозные учебные заведения. Тем более, инструментов для его наведения порядка закон дает предостаточно. «Сейчас необходимо привести к единой норме религиозные учреждения. Все заведения должны получить лицензию на право образовательной деятельности. У нас это главная беда, что мы не имеем унифицированной политики в области создания учебников, программ, планов для религиозных заведений, типа медресе или церковно-приходской школы», - говорит председатель парламентского комитета по образованию, науке, культуре и спорту.
Однако данная инициатива вызывает озабоченность у представителей религиозных организаций и экспертов по правам человека. В частности, они недовольны тем, что государство будет решать, кто и как будет учить основам религии. По словам эксперта по правам человека Дмитрия Кабака, в законопроекте нет четкого определения, что понимается под термином «религиозное образование». Это «религиоведение» или «вероучение определенной религиозной группы»? «Если первое, то это давно отработано как предмет. Если конфессиональное образование, то вопрос сугубо внутренний для религии», - отмечает правозащитник.
Теолога Кадыра Маликова смущает лицензирование образовательных учреждений. «Эта норма приведет к тому, что многие медресе и секты уйдут в подполье. Мы не должны идти по пути запрета и закрытия. Наоборот, надо развивать конкуренцию. Например, религиозным учебным заведениям достаточно пройти добровольно проверку на соответствие госстандартам. Те вузы и медресе, а также другие схожие учебные центры, которые не боятся открытой и добросовестной конкуренции по качеству образования, обязательно ее пройдут. И со временем многие слабые учебные заведения закроются», - уверен Кадыр Маликов.
Так как Кыргызстан - страна с населением, которое исповедует преимущественно ислам, то новый Закон «О религиозном образовании и религиозных учреждениях» в первую очередь коснется медресе, коих по республике не одна тысяча. Духовное управление мусульман считает, что государство не вправе вмешиваться в их деятельность. Контроль должен остаться за ДУМК.
Равшан Эратов, первый заместитель верховного муфтия, высказал официальную точку зрения на этот счет. «Это неправильно, что лицензировать нас будет государство. Мы считаем это нарушением конституционной статьи о том, что государство отделено от религии. Если лицензирование и должно быть, то пусть будет на добровольной основе. У многих медресе нет возможности соответствовать учебным стандартам. Один государственный университет и три института и так работают с разрешения Министерства образования. А вот за остальные учебные заведения должно отвечать духовное управление», - отметил Равшан Эратов.
На аргументы правозащитников и представителей религии авторы законопроекта внимания не обращают. Все тот же Каныбек Осмоналиев считает, что при введении лицензирования по мановению волшебной палочки исчезнут те религиозные учреждения, которые трактуют запрещенные течения ислама и христианства. Кроме того, именно государство будет решать, в каком формате и как много будут преподаваться теологические истины в том или ином заведении. «Стандарты образования должно писать государство в лице Министерства образования и науки, это основной игрок на поле обучения. Учебные программы, планы будут разрабатываться в соавторстве с профессиональными теологами. Религия не должна вмешиваться в светскость государства. Мало ли чему может научить несведущий мулла или пастырь», - считает депутат Каныбек Осмоналиев.
На те же грабли
Традиционно в погоне за количеством принятых законов парламент забывает, что у государства, как всегда, нет денег на разработку учебников, программ, методических пособий. Кадыр Маликов считает, что принимать закон в нынешнем виде категорически нельзя - он не будет работать. «Для получения действительно качественного образования, особенно при отсутствии денег, нам лучше обратиться за помощью к странам, где религиозное образование зарекомендовало себя с самой лучшей стороны - Турции, Малайзии. Возможно, они даже согласятся открыть совместные вузы. Это будет действительно бесценный опыт. К тому же они уже проверены на предмет запрещенных учений», - говорит Кадыр Маликов.
Однако уже к июню законопроект «О религиозном образовании и религиозных учреждениях» должен пройти первое чтение в парламенте, и вряд ли законотворцы учтут предложения и пожелания общественности. Они озвучены давно, но ответной реакции со стороны Жогорку Кенеш/Парламент Кыргызстана">Жогорку Кенеша нет до сих пор.
Правила комментирования
comments powered by Disqus