В первой декаде февраля т.г. несколько группировок в Сирии, состоящие из выходцев Центральной Азии, объединились с целью создания новой повстанческой коалиции. Так, группировка «Катибат аль-Таухид валь-Джихад» (боевики из Кыргызстана и Узбекистана) заявила о вступлении в новую группировку «Хайат Тахрир Аш Шам» («Комитет по освобождению Шама»).
Дополнительно в конце января прошлого года в социальной сети «Twitter» боевики «Исламского движения Восточного Туркестана» открыто объявили о вступлении группировки в т.н. новый суннитский альянс. Так, уйгурские боевики из СУАР КНР оказались первыми, кто открыто поддержал формирование группировки «Хайат Тахрир Аш Шам».
По сообщениям боевиков группировка «Катибат аль-Имам Бухари» также вступила в ряды данного альянса. По мнению западных военных аналитиков, столь масштабное объединение узбекских исламистов может быть связано с «горьким» опытом руководства «Катибат аль-Имам Бухари» вступить в ряды т.н. ИГ в октябре 2014 г.
В тоже время «Аль-Кайеда» и движение «Талибан» открыто выступили против т.н. ИГ, интерпретировав действия узбекских сепаратистов, поддержавших халифат, как предательство. Данные действия послужили ключевым аргументом для атаки ДТ на военный лагерь «Катибат аль-Имам Бухари» в провинции Забуль (Афганистан) в ноябре 2015 г., в ходе которого уничтожены более 60 боевиков, в том числе лидер движения Усман Гази.
В ноябре 2015 г. группировка узбекских исламистов присягнула на верность фронту «ан-Нусра» (с июля 2016 г. «Джабхат Фатх аш-Шам»), что свидетельствует о возвращении группировки к старым союзникам.
Отмечается, что «Джабхат Фатх» аш-Шам сыграло ключевую роль в консолидации различных группировок из Центральной Азии и объединения их в единый новообразованный альянс. Кроме того, некоторые эксперты расценивают последние события как сопротивление сирийских повстанцев попыткам манипулирования со стороны внешних сил.
Необходимо подчеркнуть, что идеологическая платформа «Катибат аль-Имам Бухари» совпадает с некоторыми принципами и взглядами «Аль-Кайеды». При этом целями нового альянса являются создание единого исламского государства с жесткой иерархией, ассимиляция ее группировок, а также распространение радикальной формы ваххабизма в регионе.
9 февраля т.г. лидер нового движения «Абу Джабер Хашем аль-Шейх» сделал первое видео обращение.
В ходе своего обращения он заявил, что альянс является независимым актором и ее формирование «знаменует новый этап в священной войне».
Движение «Хайат Тахрир Аш Шам» успешно включило в свои ряды три ключевые группировки (выходцы с ЦАР) такие как, «Катибат аль-Имам Бухари», «Исламского движения Восточного Туркестана», а также «Катибат аль Таухид валь Джихад» (около 20 тыс. боевиков).
В соответствии с целями военного руководства нового альянса, уйгурские и узбекские джихадисты будут сражаться на трех фронтах одновременно.
Первый фронт направлен против действующего режима Б.Асада. По мнению западных аналитиков, успех на данном направлении маловероятен ввиду активной военной поддержки со стороны ИРИ и РФ.
Второй фронт направлен против сторонников оппозиционного блока, таких как Свободной сирийской армии, «Ахрара аль-Шам», «Джаиш аль-моджахед», а также других группировок. Отмечается активные вооруженные столкновения с боевиками группировки «Хаят Тахрир аль-Шам» (убито более 100 боевиков с начала т.г.). По данным Международной кризисной группы, причиной активизации вооруженных столкновений стало решение умеренной оппозиции направить своих представителей на недавний саммит в Астане и их желание урегулировать конфликт мирным путем. В данном противостоянии наблюдается перевес умеренной оппозиции, которая получает военную помощь от США и ЕС.
Третий фронт подразумевает участие в противодействии между боевиками т.н. ИГ и «Аль-Кайеды». В данном случае боевики из ЦАР ведут борьбу на стороне двух противоборствующих группировок, что может в дальнейшем стать выгодным «инструментом влияния» в руках крупных исламистских террористических группировок, таких как т.н. ИГ и «Аль-Кайеда».
Правила комментирования
comments powered by Disqus