Будущее казахстанского газопровода «Тобол-Астана» с перспективой удлинения до Карачаганакского месторождения находится под вопросом из-за несуразной экономики и стратегии проекта. В результате столица нефтегазового Казахстана может недополучить газ, который мог бы значительно повысить качество жизни и улучшить экологию в Астане.
На днях стало известно, что строительство газопровода «Тобол-Астана» может быть отложено из-за экономической нецелесообразности. Несмотря на поручение президента Нурсултана Назарбаева начать строить газопровод в этом году, и последующие планы правительства и фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» исполнить наказ в апреле, строительные работы, по утверждению экспертов, начнутся в 2014 году. Сейчас, по данным веб-сайта компании «АстанаГаз КМГ», ответственной за будущий газопровод, утверждено только технико-экономическое обоснование проекта.
Обеспечить полную газификацию Астаны и других городов северного Казахстана власти обещают уже несколько лет. Для этого в 2010 году и был создан «АстанаГаз КМГ», дочерняя компания казахстанского нефтегазового игрока «КазМунайГаз». Многие жители окраин, частного сектора и окрестностей Астаны обрадовались такой перспективе, так как им приходится отапливать свои дома углем, что отнимает уйму времени и усилий в полугодовой отопительный сезон.
Более того, в преддверии экологически ориентированной выставки ЭКСПО-2017 газификация могла бы помочь разгрузить легкие Астаны с ее растущим количеством машин и выбросов от ТЭЦ, работающих на угле.
Астанинский эколог Александр Белый горячо поддерживает проект строительства газопровода, который, по его мнению, очистит столицу. «С газом экологическая обстановка в городе существенно улучшится, если все ТЭЦ и частный сектор будут использовать газ. Стоимость отопления возрастет, поскольку используемый сейчас уголь более дешев, но это плата за чистую экологию города и стимул к энергосбережению. А использование угля делает нашу столицу менее привлекательной в зимний период», – отмечает он.
В случае строительства, газ в Астану поступал бы от российского «Газпрома» в обмен на природный газ с Карачаганакского месторождения в западном Казахстане, который перерабатывается на Оренбургском газоперерабатывающем заводе. Объемы возможных поставок называются разные. Так, в прошлом году «Самрук-Казына» заявлял об их снижении вдвое до 3 млрд. кубометров в год. По данным аналитика Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Акмарал Жумагалиевой, по всей трассе маршрута газопровода будет газифицировано порядка 500 населенных пунктов, которые будут потреблять до 500 млн. кубометров газа в год, в то время как в Астане потребуется до 1 млрд. кубометров.
В последующем планировалось, что казахстанская сторона протянет газопроводную ветку до самого Карачаганакского месторождения и построит там собственный газоперерабатывающий завод. Это предполагалось сделать в ходе третьей фазы развития месторождения, которая была недавно заморожена «КазМунайГазом». Примечательно, что сама национальная нефтегазовая компания сейчас нагружена миллиардными долгами, которые продолжают расти. Ее предстоящие вложения в месторождение Кашаган и текущие затраты на строительство трубопровода «Бейнеу-Шымкент», который далее подсоединится к газопроводу «Средняя Азия – Китай», отвлекают значительные ресурсы.
На данный момент, судя по всему, экономическая целесообразность строительства газопровода «Тобол-Астана» под вопросом. Недавно министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев заявил о том, что проект имеет трудности с финансированием с учетом его стоимости в 1,4 млрд. долларов США, заложенных на строительство самого газопровода. Кроме того, по данным «Интерфакс-Казахстан», установка газовых сетей, турбин и переориентация ТЭЦ на газ будет стоить около 2 млрд. долларов. Цены на газ в Казахстане контролируются Агентством по регулированию естественных монополий и чувствительны для большей части населения. В результате возмещать затраты по проекту придется за счет дополнительных бюджетных вливаний в течение многих лет. Поэтому наблюдатели высказывают мнение, что капиталоемкий проект имеет больше политическую направленность.
По расчетам экспертов, стоимость газа, который будет доставляться по будущему газопроводу в Астану из России в рамках своп-операций, может доходить до 200 долларов США за тысячу кубических метров. В случае транспортировки газа напрямую с Карачаганака, его цена возрастет приблизительно до 400 долларов США за тысячу кубометров. Для сравнения, сейчас жители юга и южной столицы Казахстана получают среднеазиатский газ по цене 200 долларов за тысячу кубометров, где, впрочем, значительную часть стоимости составляет маржа посредников.
Кроме того, пока неизвестно насколько стабильными будут поставки с российской стороны, учитывая недавнее заявление министра Мынбаева о том, что объем вывозимого с Карачаганака в Оренбург газа будет уменьшаться из-за низких закупочных цен. Сейчас, по данным газеты «Коммерсант», Казахстан продает России газ по 200 долларов за тысячу кубометров. Между тем, судя по заявлениям казахстанских чиновников, Китай сможет в будущем закупать карачаганакский газ по 300 долларов за тысячу кубометров и стать реальной альтернативой северному направлению. Такой вариант возможен после завершения трубопровода «Бейнеу-Шымкент» и подсоединения к нему газопроводной ветки от Карачаганака. Однако в случае сворачивания своп-операций с Россией под угрозой могут оказаться поставки по будущему газопроводу в Астану.
С другой стороны, карачаганакский газ поставляется в Оренбург совместным российско-казахстанским предприятием «КазРосГаз», которое сформировано на паритетных началах «Газпромом» и «КазМунайГазом». К тому же, в совете директоров «Газпрома» представлен зять президента Казахстана Тимур Кулибаев. Более того, выступая полмесяца назад на пресс-брифинге в Астане, глава «КазМунайГаза» Ляззат Киинов подтвердил, что все договоренности с российской стороной по использованию карачаганакского газа сохраняются.
Между тем, в ответ на информационный запрос EurasiaNet в управлении информации «Газпрома» выразили готовность компании к сотрудничеству в рамках строительства будущего газопровода, для чего необходимо подписать регламентирующие документы, содержащие конкретные данные по объемам, срокам, ценам и объектам газификации.
Заведующий отделом Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана Ровшан Ибрагимов в своем комментарии EurasiaNet высказал мнение, что проект выгоден для России для того, чтобы контролировать газ из Карачаганака и газовый рынок Казахстана. «Это будет способствовать дальнейшей интеграции. Я не думаю, что казахстанское правительство отменит проект, хотя его задержка возможна. С этим проектом ситуация все время меняется, довольно быстро и часто, еще с той поры, как Казахстан хотел приобрести Оренбургский газоперерабатывающий завод», – отмечает он.
В любом случае, сейчас у жителей столицы возникает закономерный вопрос, почему Казахстан, как производитель газа, не может эффективно использовать его для комфорта собственных граждан. Это происходит на протяжении многих лет сжигания попутного газа на месторождениях и существования трубопроводной системы, нацеленной на вывоз сырья. Возможно, ответ лежит в плоскости психологии сырьевой страны, где основное внимание сосредоточено на природных ресурсах, а не людях.
Правила комментирования
comments powered by Disqus