В Узбекистане развернулась настоящая «пластиковая» экономика: банковских карт все больше, наличности все меньше. Банкоматы так и не вошли в финансовый ритм страны и попросту пустуют. Теоретические заявления о развитии рынка электронных платежей обернулись ростом теневого рынка наличности – как в национальной валюте, так и зарубежной.
Проблема снятия наличных средств возникла достаточно давно. «Пластика» в республике много – на 1 февраля 2017 года количество выпущенных в Узбекистане банковских карт достигло 19,523 млн штук, по данным Центробанка страны. На них начисляются заработные платы, пособия. Но возможность обналичить денежные средства лишь одна – отстоять очередь в банке и получить от операциониста далеко не ту сумму, которую бы хотелось. Правительство считает, что решит проблему путем увеличения числа банкоматов.
Банкоматы будут, а наличность?
Фахриддин Бобоев, сотрудник департамента денежного обращения Центрального банка Республики Узбекистан заявил, что в этом году в стране установят 1000 банкоматов для снятия наличных средств с пластиковых карт. «Планируется, что устройства будут устанавливаться в отделениях банков, а также в компаниях и на предприятиях со штатом более 50 сотрудников», – отметил он.
Специалист финансовой организации, пожелавший остаться неизвестным, отметил, что Центральный банк является регулятором финансового рынка, а внедрение ATM (от англ. Automated teller machine)
остается за банками. «Технически внедрить банкоматы можно было бы намного раньше. Но кому это выгодно? Разве банкам выгодно отдавать наличность взамен «пластика»? «Налички» в банках мало, и она ценится куда больше «пластика» и безнала. Проблему можно решить, если только обращение наличности войдет в правильное русло, то есть наличный оборот денег будет циркулировать через банки, а не застревать в тени», – рассказал эксперт.
Перспектива «денежных ящиков»
Своим мнением о нынешнем состоянии «пластиковой» экономики поделился Юлий Юсупов, независимый эксперт, экономист: «В чем проявляется административное ограничение денежного обращения? Предприниматели и население просто не могут обналичить в банках свои деньги на счетах. Либо денег нет, либо надо платить очень большие формальные и неформальные комиссионные банкам. К примеру, предприниматель, чтобы получить в виде наличности свою прибыль, должен отдать банку 10–20% суммы. Как результат – существенная разница в ценах товаров и услуг при покупке за наличные, по карточке и по перечислению. Назначать разные цены за один и тот же товар в зависимости от способа оплаты законодательно запрещено и за это строго наказывают, но законы экономики не обманешь. Цены все равно разные. Для людей это означает огромные потери времени и денег, унижения и нервотрепку. Для экономики в целом – фрагментированную систему денежного обращения, неспособную обеспечить нормальный товарооборот, ведь де факто в стране обращается несколько видов национальной валюты с разной стоимостью».
Тотальный ввод пластиковых карточек и принудительный перевод на них заработных плат – лишь элемент данной политики, считает эксперт. При этом снять деньги с карточки через банкомат или иным легальным способом невозможно – в банкоматах просто нет денег. Поэтому они особенно и не были нужны.
Правительство декларирует желание исправить ситуацию. Но для этого нужно устранить первопричины: ввести конвертацию национальной валюты и снять административные (искусственные) ограничения на наличное денежное обращение. Некоторые, хотя и небольшие, шаги в этом направлении делаются: началась более ускоренная девальвация официального обменного курса (косвенный признак грядущей либерализации валютного рынка), определенные категории населения (пенсионеры, жители удаленных районов) освобождаются от принудительного получения пенсий и зарплат на карточки, объявлено, что будут устанавливаться новые банкоматы. Правда, чем они будут заполнены, – непонятно, наличных-то нет.
Ограничение на покупку валюты по официальному курсу касается и населения, и предпринимателей. Кому этого недостаточно, покупают валюту на неформальных рынках по альтернативному курсу, который существенно отличается от официального.
Необходимо решить и чисто технический вопрос – обеспечить рынок достаточным количеством купюр различного номинала. Одним из результатов многолетней борьбы власти с наличным обращением стало то, что отсутствуют не только крупные купюры, но даже и купюры среднего достоинства. Самая крупная купюра – 5000 сумов – меньше $1. К тому же она всегда в дефиците, чаще используется купюра достоинством в 1000 сумов (14 центов). Соответственно, необходимо выпустить купюры большего номинала: хотя бы в 50 000 и 100 000 сумов. Но власти пока говорят только о новой 10-ти тысячной купюре.
Правила комментирования
comments powered by Disqus