На протяжении семи лет после завершения строительства трансконтинентального трубопровода Центральная Азия – Китай Туркменистан поставил китайским потребителям 127 миллиардов кубических метров природного газа. Эти цифры были озвучены главным управляющим китайской государственной компании National Petroleum Corp’s (CNPC) Ден Миньминем, отвечающим за туркменское направление, в ходе нефтегазовой конференции в Ашгабате в декабре прошлого года.
Впрочем, если взглянуть на более общую картину, реальность такова, что Туркменистан не снизил свою зависимость от внешних потребителей, особенно России, которая ранее покупала большую часть туркменского газа. Вместо этого Туркменистан просто заменил Россию Китаем.
Точка зрения, согласно которой газовая зависимость Туркменистана от Китая является столь же серьезной проблемой, какой она была в случае с Россией, подтверждается тем фактом, что хотя объемы экспорта были увеличены, доходы от продажи природного газа в 2016 году фактичекски сократились.
В то же время другие поставщики природного газа в Китай едва ли могут конкурировать с обладателем четвертых по величине запасов природного газа в мире. В 2016 году на Туркменистан пришлось более 75 процентов общего объема китайского импорта.
В будущем, роль Ашгабата как крупнейшего поставщика природного газа в Китай может даже усилиться, поскольку Пекин в последнее время проводит политику, направленную на сокращение использования угля в производстве электроэнергии и замену его более экологически безопасным природным газом. Однако, при этом вовсе не обязательно, что это будет означать более благоприятные экономические условия для Туркменистана, поскольку его структура поставок остается крайне односторонней.
В 2009 году, когда отношения между Туркменистаном и Россией начали меняться к худшему, Китай с большой готовностью заполнил вакуум, оставленный Москвой. В декабре того же года была завершена прокладка первой линии газопровода Центральная Азия – Китай протяженностью 6000 километров и пропускной способностью 1,4 триллиона кубических метров в год. Трубопровод связывает Туркменистан и Китай и проходит по территории Узбекистана и Казахстана. Первые поставки природного газа по нему были осуществлены в 2010 году.
Туркменский газ обходится Китаю дешевле, чем он стоил для России, однако Туркменистан не может себе позволить особую разборчивость в этом вопросе. Глава Туркменгаза Ашыргулы Беглиев ранее заявлял, что к 2030 году Туркменистан планирует втрое увеличить производство природного газа и довести его до 226 миллиардов кубических метров в год, в то время как экспорт должен вырасти с нынешних 45 до 185 миллиардов кубометров. Предполагается, что все это время основным покупателем туркменского газа будет оставаться Китай.
Впрочем, существует вероятность, что этим планам экспансии суждено так и остаться планами. За исключением Китая и Ирана, причем последний сам является крупным производителем природного газа, возможности Туркменистана по продаже его избыточных объемов весьма ограничены. Судьба Транс-Каспийского трубопровода, который потенциально мог бы обеспечить Туркменистану доступ на европейские рынки, остается под вопросом, а перспективы прокладки трубопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (TAPI) в значительной степени подорваны нестабильной обстановкой в Афганистане. Таким образом, зависимость Туркменистана от Китая в обозримом будущем может только усилиться.
Правила комментирования
comments powered by Disqus