В начале апреля в Кыргызстане пройдут очередные выборы главы Духовного управления мусульман. Кто и как придет «рулить» умами уммы?
Духовное управление мусульман — организация весьма солидная. Именно она отвечает за «содержательную часть» проповедей в мечетях страны и программы обучения в духовных заведениях по всему Кыргызстану. Поэтому весьма важна персона, стоящая во главе ДУМ КР.
Последние годы в адрес Духовного управления поступало немало критики. В первую очередь за то, что в стране получило массовое развитие движение в исламе, запрещенное и признанное экстремистским во многих странах — «Таблиги джамаат». На протяжении последних лет десятки молодых кыргызстанцев выезжают на обучение по линии таблиговцев в Пакистан, Индию и Бангладеш. Причем на обучение выезжают не только совершеннолетние, но и подростки 10-15 лет. С полного одобрения и поддержки ДУМ КР. Пару лет назад кыргызские спецслужбы даже обвиняли ДУМ КР в сговоре с движением «Таблиги Джамаат» для продвижения программы по обучению несовершеннолетних кыргызских детей в духовных центрах таблиговцев в Бангладеше.
Все было бы не так страшно, если бы сторонники таблиговцев со временем не превращались в радикальных экстремистов. Учитывая непрекращающиеся в последнее десятилетие в Кыргызстане стычки различных политических оппонентов, возникает угроза использования однажды исламистской риторики в борьбе за власть. Такое мы уже наблюдали в Египте и Ливии. На внешне вполне естественное проявление религиозных чувств накладывается политическая риторика. Так, собственно, появился ИГИЛ. Эксперты в Кыргызстане отмечают, что именно таблиговцы стали одними из основных участников трагических событий в стране весной 2010 года.
Ряд экспертов, вспоминая апрель 2010 года, отмечают роль таблиговцев в произошедших трагических событиях. И вызвано это, равно как и пополнение сторонниками «Таблиги Джамаат» рядов радикальных течений, отсутствием тех самых глубоких знаний.
Если соотнести масштабы и скорость распространения идей «Таблиги Джамаат» по стране с поведением ДУМ КР, то прослеживается любопытная тенденция: в последние три года ДУМ КР ни разу не выступил против присутствия таблигов в Кыргызстане. Более того, в Духовном управлении мусульман Кыргызстана даже имеется отдел, который регулирует проповедническую деятельность таблигов в стране, и проповедники «Таблиги джаммаат» (в Кыргызстане их по традиции называют даваатчики) даже получают разрешение и от ДУМ КР и от МВД на проведение проповедей в прикрепленной мечети в определенном районе. Сегодня таблиги — это уже не просто «импортное течение», они вполне адаптировались и под традиционную культуру страны, и мало чем отличаются от других кыргызстанцев одеждой. Но проповедуют они далеко не самый традиционный для страны ислам.
Подобное попустительство привело к появлению в Кыргызстане собственного «течения» — религиозного движения «Йакын инкар». Примерной датой возникновения этого движения, предположительно в Иссык-Кульской области, эксперты называют 2013-2014 года. Новое религиозное течение по своему духу ближе к салафитам Саудовской Аравии, то есть к тем, кто ориентируется на образ жизни и веру ранней мусульманской общины и выступает против любых нововведений в жизни мусульман. Сторонники «Йакын инкар» не признают законов, регулирующих духовную деятельность. Они не работают и имеют, как правило, неопрятный внешний вид — длинная борода, немытые ноги, одежда пакистанская, без образования, не признают светские науки, не пользуются транспортом, не берут в руки денег.
По сути, ее члены — это фанатики, причем фанатики нетрадиционных форм ислама, противники общественного уклада и национальным традициям страны.
Самое страшное, что ряды ее членов постоянно пополняются молодежью, особенно сельской. А это — одна из самых радикальных прослоек общества.
К слову, именно из районов, где наиболее распространены идеи «Йакын инкар» все больше людей уезжают или делают попытки уехать в Сирию. То есть эти люди полностью разделяют идеи ИГИЛ.
При этом Духовное управление мусульман Кыргызстана заявляет, что лишь «присматривается» и не видит ничего плохого в таких проповедях. А правоохранительные органы ограничиваются лишь наблюдением и штрафами (при случае) за несанкционированную пропаганду.
То есть при полном попустительстве ДУМ КР в нашей стране полным цветом расцветает вся палитра экстремистских исламистских течений. А Духовное управление, вместо того, чтобы бить тревогу и активизироваться на повышении религиозной грамотности уммы занимается защитой таблигов и «присмотром» за потенциальными экстремистами.
К чему весь этот рассказ?
В начале апреля в Духовном управлении мусульман Кыргызстана будут избирать нового муфтия. Требования к кандидату на пост муфтия весьма оригинальны: кандидат должен иметь религиозное и светское образование, знать законодательство Кыргызстана, проработать в ДУМК или других религиозных организациях не менее трех лет, не иметь судимости, должен быть гуманным, иметь авторитет и уважение среди народа. Нет ни слова о том, каких взглядов должен придерживаться муфтий и в чем заключается «правильная религиозная политика». Только образование и «опыт работы».
Сегодня на высший пост ДУМ КР по вышеуказанным требованиям подходят два человека. Первый — нынешний муфтий Максат ажы Токтомушев. Он пришел к руководству Духовного управления в 2014 году, после того, как весьма кстати разразился скандал вокруг тогдашнего муфтия Рахматуллы ажы Эгембердиева. Последний выступал категорическим противником «Таблиги Джамаат». Наблюдатели же считали, что отставка Эгембердиева была вызвана попытками «поделить» деньги на хадж.
По некоторым подсчетам, ежегодно в муфтиате есть около 5-6 миллионов долларов теневых денег.
Второй кандидат — Чубак ажы Жалилов. Он занимал пост муфтия Кыргызстана, с июля 2010 г. по июль 2012 г.
Он ученый — теолог, подготовил и опубликовал ряд книг, знаток фикха (мусульманского права), имеет право преподавать тафсир Корана и хадисоведение.
В период его руководства Духовным управлением мусульман был частично обновлён состав священнослужителей по всей республике. Жалилов организовал курсы повышения квалификации для имамов мечетей и провел аттестацию всех религиозных служителей. Он первый в Кыргызстане озаботился и содержанием проповедей: имамам были доведены проверенные и утвержденные работниками Духовного управления тексты проповедей. Такой способ контроля за проповедями позволяет через проповедь формировать мировоззрение верующих не только по религиозным, но и по общественно-политическим вопросам, довести до людей официальную позицию муфтията по острым вопросам государственного значения, более плодотворно проводить работу по противодействию экстремистским течениям.
Пока муфтиат не разглашает полный список кандидатов на пост главы Духовного управления. Однако в сложившихся условиях религиозного нигилизма в Кыргызстане представляется логичным избранием на пост муфтия человека, который приложит максимум усилий для борьбы с проявлениями и распространением в стране радикальных течений. Чтобы Кыргызстан не превратился в очередной воюющий оазис, подобный Ливии и Сирии.
Правила комментирования
comments powered by Disqus