Киргизия продолжает искать пути выхода из сложной экономической ситуации. Однако попыткам разгрести накопившиеся проблемы мешают десятки обстоятельств. Значительные проекты типа строительства ГЭС или транспортных артерий так и не перешли в практическую стадию. По-прежнему сложными остаются ситуации с дефицитом бюджета и в области энергетики.
С этого года в Киргизии начинается очередной маловодный сезон. Это естественный процесс, однако он «бьет» по местной энергетике – приток воды в Токтогульское водохранилище, на котором работает крупнейшая в стране ГЭС, вновь снижается. Воды для выработки электроэнергии наступающей зимой может не хватить. При этом технические и коммерческие потери электричества превышают 21% и оцениваются в 420 млн. долл. ежегодно.
При этом пока не удается и существенно увеличить сборы средств в госбюджет. В частности, правительство Киргизии не смогло продать права на разработку золоторудного месторождения Джеруй. Цена в 300 млн. долл., а также ряд других обстоятельств, отпугнули потенциальных инвесторов. Конкурс не состоялся из-за недостаточного количества претендентов. По-прежнему лихорадит Кумтор, судьба которого остается неясной.
Чтобы хотя бы отчасти решить проблему нехватки средств, руководство страны идет на повышение налогов и сборов. Свежая новость: с 18 мая в два раза повышается ставка акцизного налога на бензин. Нововведение должно увеличить стоимость литра топлива на 60 коп. и увеличить доходную часть бюджета на 80 млн. долл. в год.
Дефицит средств и урезанные статьи расходов ощущаются непосредственно в столице. Инфраструктура деградирует. За последние годы дороги в Бишкеке превратились в цепочку ям и колдобин. Ремонт если и делается, то фрагментарный и зачастую низкокачественный.
На фоне нехватки денег правительство республики озвучивает очередные амбициозные планы. На днях министр транспорта и коммуникаций Калыкбек Султанов сообщил, что стране необходимо построить альтернативную автодорогу «Север–Юг». На реализацию выбранного из нескольких вариантов проекта потребуется 700–800 млн. долл. ТЭО еще не разработано, собственных средств для финансирования строительства у страны нет, а инвесторы не найдены.
Неопределенность сохраняется и вокруг проекта по строительству железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан. Дорога должна была связать Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая и Узбекистан. Идея строительства лоббировалась в Киргизии с середины 90-х годов и первоначально проект оценивался в 1,2 млрд. долл., но постепенно цена выросла до 4 млрд. Окончательный вариант ТЭО, подготовленный китайской стороной на свои деньги, должен был быть представлен общественности до 16 апреля включительно. Но этого не было сделано. Оказалось, что ТЭО отправлен на доработку, поскольку итоговая стоимость прокладки дороги в очередной раз увеличилась и, по данным источников, превысила 6 млрд. долл.
Впрочем, было бы неверно утверждать, что все экономические инициативы Киргизии не имеют перспектив. Среди последних хороших новостей – покупка 90% «Залкар Банка» российским «Инвестиционным торговым бизнес-холдингом», а также достижение договоренностей между республикой и рядом российских инвесторов об инвестициях в инфраструктуру.
После вывода американской авиабазы гражданский аэропорт «Манас», на базе которого функционирует авиабаза, потеряет более половины доходов. В этих условиях менеджмент пытается найти средства на продолжение работы и развитие объекта. Президент ОАО «Международный аэропорт «Манас» Албек Ибраимов сообщил «НГ»: «Мы активно работаем над привлечением инвесторов и партнеров. Планируется, что «Роснефть» построит новый топливно-заправочный комплекс (ТЗК) в аэропорту Оша и войдет на рынок ТЗК в бишкекском аэропорту «Манас». Кроме этого, российское ООО «Новапорт» окажет содействие в реконструкции аэропорта «Ош», расширении маршрутных сетей, а также в проведении мероприятий по привлечению крупных международных авиакомпаний. Они будут строить новый грузовой терминал и развивать инфраструктуру».
Автор: Григорий Михайлов
Правила комментирования
comments powered by Disqus