Прошедший теракт в Санкт-Петербурге стал для Кыргызстана «минутой дурной славы». О стране заговорили ведущие СМИ мира, только вот, жаль, что о ней начали думать, как о «кузнице террористов».
Неужели и вправду, в Кыргызстане готовят будущих убийц и какие организации представляют угрозу нашему государству? Ответы на эти вопросы мы узнали у генерал-майора, руководителя общественной организации ветеранов антитеррористического отдела «Альфа» Артура Медетбекова.
— Теракт в Петербурге прославил страну не хорошей стороны. Мало того, что смертник оказался уроженцем Кыргызстана, так и Следственный комитет России задержал несколько подоpзреваемых, которые также, по данным российских СМИ, являются уроженцами КР- этническими узбеками. Российское издание Лента.ру даже опубликовало статью, в котором автор посчитал, что «в южной Киргизии за последние 25 лет созданы идеальные условия для экстремистов: наркотрафик, прозрачные границы, разветвленное подполье, слабые и коррумпированные власти, не способные остановить погромы».
— Как вы думаете, прав ли автор в своих утверждениях?
— Для начала хотелось бы сказать, что террористические и экстремистские идеи распространяются не только в Кыргызстане, но и во всем мире. Однако в числе приверженцев таких идей не мало и кыргызстанцев. В середине 90-х годов, в Ферганской долине, точнее в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенских областях, широко распространились идеи террористической организации Исламкое движение Узбкистана. Боевики данной организации в 2000-х годах организовали теракты в Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Даже были попытки захвата нескольких селений в Баткенской области.
Не стоит исключать тот факт, что на юге страны имеются тайные террористические ячейки, которые пребывают в «спящем режиме».
Все же надо признать, что распространение террористических идей связано с ростом коррупции, наркотрафика.
Органы власти и общественность пытаются всеми силами противостоять, но это не так легко.
Ведь даже развитые государства, державы не могут справиться с терроризмом. Это большая эпидемия, которая развивается в геометрической прогрессии.
Тому причины: кризис, безработица, следование неправильным религиозным течениям. Молодые ребята отрекаясь от хорошей стороны религии, поддаются радикальным идеям течений и сект.
Кажется, что Средняя Азия превратилась в вербовочную площадку для организации терактов.
— Какая прослойка общества или какие организации на сегодня составляют особую угрозу государственной безопасности?
— Для Кыргызстана угрозу представляют те же организации, идеи которые распространены во всем мире. Молодых ребят зомбируют путем интернета, вотсапа и других мессенджеров. В основном вербовке поддаются люди, мало проинформированные в вопросах религии и малоимущие.
Для Кыргызстана же потенциальную угрозу составляют такие организации, как «Аль-Каида», Исламская патия Туркестана, Исламское движение Узбекистана, Союз исламского джихада, ИГИЛ, «Джабхату ан-Нусра».
В эти организации попадают молодые кыргызстанцы, в том числе и мигранты.
— Возвращаясь к теракту в Питере. Причиной дурной славы Кыргызстана на следующий день после теракта, стала информация о том, что террорист – уроженец Кыргызстана. И мировые СМИ ссылались на ГКНБ, который и распространил подобное сообщение.
Как вы считаете, важно ли упоминать о месте рождения подозреваемого или смертника, если мы говорим, что терроризм не имеет национальности? Как вы оцениваете работу ГКНБ в данном случае? Нужно ли было распространять такое заявление?
— Мне тоже было непонятна позиция российских СМИ, которые подали «жаренный факт». Если он гражданин России, если он первый раз получил гражданство в России, то они должны были сами рассмотреть этот вопрос.
А заявление ГКНБ, мне кажется, было в порядке информации для российских спецорганов.
У террористов и экстремистов нет нации. Потому как в терактах страдают люди различных национальностей и вероисповеданий.
Огорчает, что зарубежные СМИ акцентировали на его месторождение, потому что такая информация может навредить нашим мигрантам. Их могут подвергать дискриминации или ущемлению их прав.
Нашим СМИ тоже предстоит быть осторожным в таких вопросах. Кыргызстан многонациональная страна и от наших заявлений не должны пострадать представители других наций.
— Как вы оцениваете работу госорганов по профилактике терроризма? Какие есть проблемы?
— В стране особую роль по профилактике терроризма играют Госкомитет нацбезопасности и Министерство внутренних дел. Однако, вести профилактику не только их работа. В нее должны подключиться духовенство, мусульманские организации, Госкомиссия по делам религии. Они должны совместно проводить разъяснительную работу по экстремистским организациям.
Также должны подключиться и местные администрации. Но они не достаточно работают в этом направлении. Поэтому зачастую, террористическим идеям поддаются молодые ребята из регионов.
Надо начать использовать и привлекать СМИ для работы по предотвращению экстремизма, выступая в них с разъяснениями об организациях, представляющие потенциальную угрозу для страны.
По некоторым конформациям, на границе Афганистана и Узбекистана боевики ИГИЛ готовятся к будущим своим действиям. Кыргызстану необходимо предпринять меры сейчас, иначе в последующем будет очень трудно. Если мы пустим экстремистские информации на самотек, то это приведет к плачевному исходу.
Работать совместно — это требование времени.
— Спасибо вам, Артур Капарович, за содержательную беседу!
Правила комментирования
comments powered by Disqus