Научились в Кыргызстане чиновники пускать пыль в глаза. Причем, морочат головы не только своим соотечественникам, но и представителям различных международных организаций. И ведь наивно полагают, что цель достигнута. Но разве пустословием сделаешь жизнь людей благополучной, разве добьешься стабильности. Вот еще один пример того, как можно провести «мероприятие» с благими намерениями и по сути ничего не добиться. В конце прошлого месяца в конференц-зале гостиницы «Достук» города Бишкека по инициативе руководителя государственного агентства Кыргызстана по делам местного самоуправления и межэтнических отношений Накена Касиева состоялся «круглый стол» с участием активистов из Ошской, Баткенской и Джалалабадской областей. Обсуждали концепцию единства народа и межэтнических отношений в стране.
В частности, Н.Касиев отметил, что в течение апреля провел встречи с жителями Джалалабадской, Ошской и Баткенской областей, и анализ этих встреч показал, что в настоящее время межэтническая ситуация продолжает оставаться напряженной. Виной тому отсутствие у граждан страны чувства толерантности. В Джалалабадской и Ошской областях широко ущемляются права представителей нацменьшинств, большая часть которых страдает из-за незнания в полной мере кыргызского языка. По этой же причине дети узбекских семей остаются без образования, поскольку в средних и высших учебных заведениях часы, отведенные преподаванию узбекского языка, постепенно сокращаются.
Среди многочисленных тягот и лишений, выпавших в последнее время на долю представителей узбекской национальности, проживающих на юге, закрытие школ с узбекским языком обучения стоит в ряду наиболее обескураживающих. Они испытывали недостаток финансирования еще до всплеска массовых беспорядков на национальной почве в 2010 году, во время которых этнических узбеков пострадало несоразмерное количество. Но в последние два с лишним года эти школы начали закрываться ускоренными темпами.
«Человек сначала должен получать образование на своем родном языке, а потом на других языках. С каждым годом количество узбекских школ сокращается, - отмечает руководитель неправительственной организации «Закон и порядок» Изатилла Рахматиллаев из города Ош. - Сегодня конституционные нормы по отношению к узбекскому меньшинству нарушаются».
За последние 10 лет количество учащихся школ – где преподавание ведется в основном на узбекском языке – упало более чем на 60%.
«Этнические узбекские родители возмущены», – говорит Изатилла Рахматиллаев, сам этнический узбек, добавляя, что многие боятся жаловаться, хотя их дети оказываются в невыгодном положении.
В узбекских кварталах Оша идея перевода школ, похоже, является крайне непопулярной. Многие говорят, что доводы властей о возможности получить работу в госструктурах являются пустословием, государственные посты недоступны для узбеков, даже если они бегло говорят по-кыргызски. Кыргызы же давно занимают господствующие позиции в местных органах власти, несмотря на то, что этнические узбеки составляют около 37% населения на юге республики.
Всем уже давно ясно, что подобные меры, предпринимаемые властями страны, непременно приведут к росту недовольства среди узбеков, а переход от узбекского к кыргызскому в качестве первичного языка образования, в частности является ничем иным как дискриминацией по национальному признаку.
До июня 2010 года в Кыргызстане действовали два ВУЗа, в которых часть предметов для подготовки педагогов узбекских школ преподавалась на узбекском языке. Это кыргызско-узбекский Университет в Оше и Университет дружбы народов в Джалалабаде. Эти высшие учебные заведения были центрами культурной, духовной, научной, интеллектуальной, образовательной жизни и деятельности узбеков.
После майских и июньских событий 2010 года, подвергшееся три раза погромам и поджогам, здание Университета дружбы народов в Джалалабаде и поныне стоит в разгромленном и разграбленном состоянии. Часть полученной Кыргызстаном международной помощи была предназначена для восстановления разрушенных учреждений образования, однако Университету не выделено ни одного цента. И это делается несмотря на то, что в рекомендациях Международной независимой комиссии по изучению причин июньских событий 2010 года правительству Кыргызстана предложено заново отстроить этот ВУЗ. На обращения коллектива Университета дружбы народов о помощи в восстановлении университета ни министерство образования и науки, ни областные государственные органы, ни высшие органы власти не ответили конструктивными действиями. Более того, словно издеваясь над предложениями, был закрыт действовавший при Университете лицей.
Тогда же, после июньских событий 2010 года кыргызско-узбекский Университет в Оше был временно переименован в Центрально-азиатский Университет, а затем в Социально-индустриальный Университет, но соответствующего постановления правительства не было, что создавало большие трудности при ведении документации. В связи с этим в июле 2011 года коллектив университета несколько дней проводил акции протеста с требованием решить вопрос о названии учебного заведения.
Еще в начале 2012 года «International Crisis Group» подготовила доклад о ситуации на юге Кыргызстана. Представляя этот отчет, вице-президент организации Ален Делетроз в своем интервью отмечал, что представители узбекской общины в регионе по-прежнему подвергаются дискриминации и что это может привести к новым столкновениям. «Они абсолютно бесправны и беззащитны, а кроме того, стали жертвами сознательно распространяемых мифов. Главный миф: причиной кровавых событий июня 2010 года стало то, что ошские узбеки хотели отделиться от Кыргызстана, - заявил представитель ICG. - На самом деле никаких сепаратистских лозунгов узбеки не выдвигали. В частных беседах кыргызские политики это признают. Но категорически запрещают их цитировать». По его словам, в Ошской области после событий 2010 года узбеки «были уволены с руководящих должностей», представителей этой общины практически не осталось в силовых структурах. Происходящее Делетроз оценил как «сегрегацию по национальному признаку».
Более решительно настроены представители молодого поколения. IT-специалист Дмитрий Дорофеев считает, что спокойствие – это лишь фасад, за которым продолжает ощущаться напряжение. «Раньше все жили мирно. Сейчас существует определенная напряженность в отношениях», - полагает он. Хотя внешне все выглядит хорошо, но все же есть взаимное недоверие, страх. По вечерам многие предпочитают сидеть дома.
«Узбеки могут быть на государственной службе, избирать и быть избранными, никто им не запрещает. Но брать их на службу только потому, что они этническое меньшинство – нельзя, привлекаемые кадры должны быть компетентны», - уверена депутат Жогорку Кенеш/Парламент Кыргызстана">Жогорку Кенеша от партии «Ата-журт», автор альтернативной «Концепции этнической политики» Надира Нарматова.
ICG рекомендует правительству Кыргызстана назначать на работу или восстановить в должности квалифицированных узбеков, работавших в местной администрации, в органах образования, судебной системы, полиции и других ключевых областях управления.
Прислушаются ли власть предержащие к этим рекомендациям? Вопрос, ответа на который ждут и в самой республике, и за ее пределами. Но надежды, что будут приняты конструктивные меры, очень мало. Много сейчас в парламенте, правительстве, акимиятах, да и близком окружении Атамбаева ярых националистов. Поэтому «круглый стол» - очередная галочка в череде пустых и ни к чему не обязывающих мероприятий. А еще возможность поживиться деньгами ООН.
Автор: Данияр Бегалиев
Правила комментирования
comments powered by Disqus