В связи с терактами в Санкт-Петербурге и Астрахани, в причастности к которым подозреваются уроженцы Центральной Азии, в России активно заговорили о росте экстремизма в среде мигрантов. Однако эксперты подчеркивает, что радикализм - это, прежде всего, проблема общемирового характера, а не только Центрально-Азиатского региона.
На это указывает начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов.
«Ярко выраженной тенденции к радикализации мигрантов из ЦА в России нет. Возможно, стало больше задержаний граждан ЦА по «экстремистским статьям», но это связано, прежде всего, с более активной работой правоохранительных органов и структур безопасности РФ по таким организациям, как «Хизб-ут-Тахрир» и «Джамаат Таблиг» (запрещенные в РФ организации - прим. авт.). Что касается причастности граждан ЦА к деятельности таких организаций, как «Исламское государство» (запрещенная в РФ организация – прим. авт.), то это часть общемировой тенденции. Точно также можно говорить о радикализации французов, немцев и поляков и граждан прочих европейских государств, которые также вступают в ряды этой террористической организации», - говорит Семенов.
Популярность ИГ, связана с тем, что, кроме всего прочего, это очень удачный медиа-проект, в котором отлажены механизмы вовлечения и вербовки, поясняет эксперт. И тут в равной степени пострадали и исламские, и неисламские народы, чьи представители оказались в рядах этой структуры.
Исходя из этого введение визового режима со странами Центральной Азии – это неэффективная мера, уверен эксперт.
«Визовой режим вряд ли что-то решит, так как подавляющее большинство терактов в России совершали граждане РФ. Полагаю, надо продолжать повышать эффективность работы спецслужб на этом направлении, внедрять новые средства и методы», - подытоживает Семенов.
Политолог, председатель клуба региональных экспертов из Кыргызстана Игорь Шестаков, напротив, считает, что силовые структуры и чиновники Кыргызской Республики должны обратить более пристальное внимание на миграцию из республики.
«То, что экстремистские организации обратили внимание на трудовую миграцию из КР стало понятно уже два-три года назад, когда наших граждан под видом найма на работу приглашали в Турцию. Оттуда их везли в Ирак или Сирию, где они оказывались в рядах ИГИЛ и других террористических организаций. Оплата вербовщиков в среднем составляла до 50 тыс. долларов в месяц. Работа велась на системном уровне, чтобы переформатировать трудовую миграцию в экстремистско-террористическую. О схожей ситуации мне рассказывали коллеги из Таджикистана. Понятно, что эти действия для стран ЦА носят сетевой характер. Деструктивные силы используют проблемы с отсутствием работы и тот факт, что миграция в РФ носит бесконтрольный характер. Наверняка международные террористические организации будут создавать свои ячейки среди мигрантов, под видом оказания социальной и материальной помощи. Учитывая, что многие мигранты зачастую оказываются без какой-либо поддержки – это действенно», - говорит Шестаков.
Эксперт отмечает, что в Кыргызстане, несмотря на высокий уровень миграции, нет государственной программы по этому ключевому для республики вопросу.
«Не только силовые структуры, но и чиновники КР должны уделять повышенное внимание процессам трудовой миграции, учитывая, что основные потоки состоят сегодня из молодежи. В идеале нужно организовать целевые наборы на предприятия России, чтобы трудоустройство граждан КР носило цивилизованный характер. Ведь только в Москве по разным оценкам сегодня проживает до 700 тысяч граждан КР», - резюмирует эксперт.
Правила комментирования
comments powered by Disqus