Россия ставит под вопрос действенность новой стратегии США в Центральной Азии.
В МИД РФ выразили сомнение в эффективности возможного увеличения контингента НАТО в Афганистане на 5 тыс. человек, которое будет вынесено на обсуждение на предстоящем саммите альянса. «Если не помогли 100 тыс. военных, то непонятно, как решат вопрос 3 или 5 тыс.», – заявил «НГ» спецпредставитель президента по Афганистану, глава второго департамента Азии МИД России Замир Кабулов. Проигрышным такой план называют и в экспертной среде.
Вопрос об увеличении натовской миссии в исламской республике на 5 тыс. человек будет рассмотрен на саммите Североатлантического альянса, который намечен на конец мая. Его хотят поднять представители Пентагона. «Мы не можем позволить себе уйти из Афганистана, – заявил в интервью британской Sunday Times американский генерал Джон Николсон. – Именно здесь после терактов 11 сентября 2001 года стартовала война с терроризмом. Провал ободрил бы террористов во всем мире и привел бы к ним новых сторонников. Мы можем увидеть увеличение числа беженцев в регионе». В беседе с журналистами военачальник также не преминул обвинить Москву в поддержке «Талибана» (запрещен в РФ), назвав ее стратегию опасной.
В минувшие выходные Афганистан впервые посетил представитель новой американской администрации – помощник президента США по национальной безопасности Герберт Макмастер. Его официальный визит в Кабул стартовал на фоне ожесточенных споров, развернувшихся после мощнейшего удара США, нанесенного по провинции Нангархар. Макмастер провел переговоры с президентом исламской республики Ашрафом Гани и главой правительства Абдуллой Абдуллой. Выступая по ABC News из Кабула, помощник Трампа сообщил, что Белый дом находится в поиске дипломатического, военного и экономического ответа на деятельность «Талибана» и «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в Афганистане. В настоящее время Пентагон изучает различные варианты, для того чтобы представить президенту Дональду Трампу план дальнейших действий, заявил Макмастер.
«Сигналы, исходящие от американской администрации, наталкивают на предположение, что она увеличит обязательства перед Афганистаном, возможно, с расширением контингента, – пояснил «НГ» старший научный сотрудник Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI) Шашанк Джоши. – Я сомневаюсь, что это будет очень большое увеличение – например, на десятки тысяч, но вероятно повышение численности на несколько тысяч. Также можно ожидать, что будут расширены полномочия военных для борьбы с талибами, а не только с боевиками ИГ и «Аль-Каиды» (запрещена в РФ. – «НГ»). Однако я скептически смотрю на то, что прибавление контингента окажет существенное влияние на ситуацию. Пакистан продолжает поддерживать мятежников. Иран и Россия ведут свою политику, а афганское правительство остается раздробленным и слабым».
Формирование американской стратегии по Афганистану, возможно, находится на финальной стадии, считают в экспертной среде. «Думаю, визит помощника президента США как раз сыграет ключевую роль в формировании стратегии и поставит в нем точку, – заявил «НГ» директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар. – У меня ощущение, что американцы сфокусируются на силовой составляющей своей стратегии. Об этом говорит то, что они применили бомбу в Нангархаре. Это имеет прямое отношение к формируемой стратегии США». Также аналитик считает, что подготовка к увеличению американского контингента уже ведется. «Это дополнительный аргумент в пользу того, что американцы сделают ставку на силовую составляющую», – заключил Нессар.
По мнению эксперта, действия США в Афганистане стали для России неожиданностью. В связи с этим, вероятно, Кремлю придется вырабатывать новый подход к ситуации. За последнее время российская сторона активизировала попытки добиться подвижек по афганскому направлению. Так, 14 апреля в Москву для переговоров на эту тему прилетели представители 11 государств, включая Иран, Китай, Индию, Пакистан, а также страны Центральной Азии. Параллельно с этим Россия сталкивается с обвинениями в теневых переговорах с талибами. Несмотря на то что в МИД РФ отрицают эти данные, заявления президента Владимира Путина наталкивают на мысль, что в Кремле не видят ничего предосудительного в диалоге с некоторыми фракциями этой организации. В одном из телевизионных интервью российский лидер заявил: «Мы всегда, как и наши партнеры в том числе, кстати говоря, и представители ООН, исходим из того, что необходимо выстраивать отношения с любыми силами в Афганистане, исходя минимум из трех принципов: это признание Конституции Афганистана, разоружение и достижение полного национального согласия».
Напомним, что, по данным на февраль 2017 года, численность натовской миссии «Решительная поддержка» в Афганистане превышает 13 тыс. человек.
Правила комментирования
comments powered by Disqus