Костюмы шьют сами, реквизит для спектаклей делают тоже без посторонней помощи; актеры уходят на пенсию, а молодых специалистов в труппе давно нет. Однако на свои спектакли узбекский драматический театр в Таджикистане собирает полные залы, тем более, что темы их пьес – это актуальные проблемы общества - например, экстремизм и терроризм.
О том, как живет единственный узбекский театр в глубинке на севере Таджикистана, «Открытая Азия онлайн» узнавала со своими партнерами из медиа-группы «Азия Плюс».
Найти в Интернете информацию о единственном государственном узбекском драматическом театре имени Шукура Бурханова, который более 80 лет работает в Спитаменском районе Согдийской области, практически невозможно. За исключением упоминаний в электронных энциклопедиях о том, что театр, собственно, есть, больше о нем не сказано ни слова.
Но когда в прошлом месяце в Душанбе проходил театральный фестиваль "Парасту-2017" ("Ласточка-2017", – прим. ОА), коллектив этого театра представил в столице современный спектакль "Пятно" таджикского драматурга Нарзулло Шарипова, в котором поднял проблему терроризма и экстремизма в Таджикистане и заслужил положительные отзывы от театральных деятелей.
- Хороший спектакль, актуальная проблема, о которой сказал только узбекский театр, - говорит экс-министр культуры Таджикской ССР, заслуженная артистка республики, профессор Тамара Абдушукурова. - Театр должен быть зеркалом общества, и узбекский театр на этом фестивале как раз и стал таким отражением. Актеры сыграли органично и искренне, они очень тронули публику.
Призовых мест за свой спектакль узбекский театр на душанбинском фестивале не получил, хотя театралы шептались - мол, напрасно, любая награда могла бы поддержать актеров.
- Я общалась с режиссером этого театра, он сказал, что молодых актеров у них давно уже нет, - продолжает Абдушукурова, - при этом узбекский театр в свое время внес большой вклад в развитие театрального искусства Таджикистана, потому что на узбекском языке они ставили пьесы таджикских драматургов. Этот театр обязательно нужно сохранить.
Чтобы узнать, что можно сохранить в этом театре, мы отправились в Спитамен.
«А куда тут ходить, кроме как в театр?»
Когда-то Спитаменский район назывался районом Нау и был представлен достаточно развитым поселком городского типа. Относительно развит он и сейчас: здесь бойко идет торговля, на улицах полно автомобилей; поля вокруг засеяны рисом и хлопком.
Спрашиваем у прохожих о том, где находится узбекский театр, первый же сразу указывает его месторасположение.
- Да, прямо в центре, рядом с хукуматом (администрация, – прим. ОА), быстро найдете. Хороший у нас театр, - говорит мужчина.
- Ходите на спектакли?
- Конечно, ходим, все ходят, весь наш район. А куда тут еще ходить, кроме как в театр?
Здание мы действительно находим быстро, его администрация на месте, в холле театра полно шумных студентов.
- Это – КВНщики, - объясняет нам директор узбекского театра Абдукадыр Яхъеев. - Они репетируют у нас на сцене, спектакли мы даем нечасто, поэтому ребята могут тут заниматься.
Все спектакли здесь идут на узбекском языке, потому что подавляющее число жителей Спитаменского района – узбеки, до границы соседней страны – рукой подать. Впрочем, спектакли тут проходят максимум два раза в месяц, хотя в зрителях недостатка нет.
- Каждый спектакль – это обязательно полный зал зрителей, наши выступления ждут и любят, чаще спектакли показывать мы не можем, но стараемся, - объясняет Яхъеев. – Хотя в январе и феврале много выступаем, потому что идут детские новогодние представления.
Абдукадыр Кахарович устраивает нам маленькую экскурсию по зданию, показывает прошлые афиши, которые хранятся в холле театра не один десяток лет, аккуратный, хоть и старенький зрительный зал, низкую сцену, застеленную белой тканью.
- А это актеры и режиссеры, которые работали когда-то в нашем театре. На этой стороне те люди, которых уже с нами нет или те, которые ушли на пенсию; а здесь - специалисты, которые до сих пор работают.
Портретов тех, кто здесь когда-то работал, – много; тех, кто остался, – совсем чуть-чуть.
- Семь актеров у нас осталось, - говорит Яхъеев, - их средний возраст – 60 лет, с молодежью мы пытаемся работать, даже специально начали обучать талантливых ребят, но, конечно, все они не профессионалы, а любители. Пришли к нам – даже по сцене ходить не умели, но очень старательные ребята. А вот что будет дальше, я не знаю.
Директор рассказывает, что в советские времена главным поставщиком специалистов для этого театра был Ташкент - вернее, театральные институты в столице Узбекистана. Для талантливой молодежи в районе Нау проводили конкурсы, выбирали лучших и отправляли на учебу. После окончания узбекского вуза молодые специалисты возвращались в этот театр. «Но сейчас такого уже давно нет», - говорит Яхъеев.
Сейчас актеры этого театра сами шьют себе костюмы, сами делают реквизит для спектаклей. В этом году репертуар пополнился двумя новыми спектаклями по пьесам современных драматургов, а вот классику здесь в последний раз ставили аж в 2010 году; классику ставить тяжело.
- Но мы как-то держимся, зрители очень помогают, я уже 35 лет в этом театре, - рассказывает директор. – Два раза в год выезжаем в Душанбе на театральный фестиваль «Парасту», работаем, и вроде бы даже столичные зрители нас любят. Например, Тамара Махсумовна Абдушукурова на нашем спектакле даже плакала: значит, у нас все получилось.
Тамара Махсумовна за этот театр действительно очень переживает.
- После их спектакля в Душанбе я обратилась к представителям Минкультуры, чтобы они помогли этому театру, - говорит Абдушукурова. - Сейчас, к счастью, отношения с узбекской стороной у нас выходят на новый уровень, и руководству Министерства культуры и руководству Согдийской области необходимо обратиться к соседям, чтобы возобновить систему обучения наших актеров в Ташкенте. Мы обязаны сохранить коллектив, это ведь уникальный театр для Таджикистана и единственный для узбекского зрителя. Сейчас не обратим на него внимания - ведь потеряем театр.
Правила комментирования
comments powered by Disqus