Превращение может быть чревато неприятностями и маловероятно, уверены эксперты.
Политолог Ислам Кураев считает, что в нашем обществе начал расти интерес к религиозным традициям. По его мнению, уже можно делать далеко идущие выводы.
— В сети очень активно начали говорить о религии и задавать различные вопросы по этой теме. Следует вывод, что религия может стать одной из основных внутристрановых идеологических платформ, — написал он в Facebook.
В интервью порталу 365info Ислам Кураев назвал несколько причин такого роста интереса.
Как все начиналось
Кураев говорит, что в свое время советская власть препятствовала в исповедании той или иной религии, чем добилась прямо противоположного эффекта.
— Есть такое выражение «Запретный плод сладок», это как раз про религию в Казахстане и странах Центральной Азии.
Здесь сформировалась особая форма ислама. У региона есть свои исторические и географические особенности, в первую очередь трансконтинентальность и межцивилизационный характер культуры. В итоге, главной особенностью (если угодно, политическим кредо) большинства местных богословов стала идеология толерантности, — сказал Ислам Кураев. — После распада СССР в регион стали проникать различные религиозные эмиссары, в основном из Саудовской Аравии, Ирана, Турции и Пакистана, в первую очередь охватив отсталые социально-экономические регионы.
По его мнению, «отсутствие соответствующих учебных заведений привело к тому, что интересующиеся религией отправились изучать предмет в другие страны». После чего начали собственную миссионерскую деятельность.
— По сути, многие люди легко поддаются влиянию, но это никак не говорит о том, что религия в Казахстане нетрадиционна и все ее представители радикалы. Напротив, эта деятельность стимулировала развитие исламских ценностей, — заявил он.
Интерес подогревают журналисты
Среди причин, повышающих интерес к религии в обществе, он называет и работу СМИ. Поскольку «религия — лакомый кусочек для всех информационных агентств».
— Сегодня на каждом углу говорят о религии, обойти этот вопрос не удастся никому! Приводя личный пример, скажу так: именно то, что всех мусульман начали «приписывать к террористам», побудило меня изучать религию более глубоко. Как и многих других наших сограждан. Соответственно, можно считать, что СМИ — один из инструментов вовлечения Казахстана в глобальные «религиозные игры».
Кроме того, политолог напомнил, что беженцы, например из Ближнего Востока и Северной Африки, заполоняют Европу, распространяя в числе прочего и собственную религию.
— Люди, живущие по соседству, будут стараться изучить культуру и быт поселившихся рядом представителей другой конфессии.
Основными религиозными миссионерами стали массовое переселение и СМИ, — делает вывод Кураев.
Религия играет важную роль в различных государственных процессах, вплоть до политических. Но светское государство фактически не может выстраивать конфессиональные отношения сложного характера.
— Иран пытался совместить религию и демократию, получилось «Иранское государство основывается на двух главных принципах: первое – это ислам, второе – республика. Если республика – это воля народа, то ислам – воля Аллаха». Это государство отличается от других теократических и монархических, но оно не стало и светским. Значит точек соприкосновения в данном случае нет. Государство может выбрать один из путей, который ближе по духу, — утверждает политолог.
Мы — государство светское
По его мнению, сложность для Казахстана обусловлена как раз полиэтничностью и поликонфессиональностью. Однако вариант, что Казахстан может перейти к теократической системе правления, Ислам Кураев даже не рассматривает.
— Казахстан уже не раз проявлял гибкость в данном вопросе. Страна стремится к максимально выраженной демократии и проявления религиозных ценностей перед ними меркнут. Народ, которому дали свободу вероисповедания, будет «наполнен религией», но интеграции между правительством и духовенством не произойдет — считает он.
Тимур Айсаутов, социолог и директор исследовательского центра «Даму» согласен, что на тему религии в последнее время стали говорить больше. Связывает он это в первую очередь с радикальным исламизмом.
— Снова актуальной тема религии стала в связи именно с участившимися террористическими актами. Именно на этом фоне появился новый интерес, но тема стала и чувствительной, и болезненной. Из-за событий в Актобе, Алматы и других, в обществе начали искать ответы на вопрос, почему такое происходит, — говорит он.
Поддерживает он и мнение, что религия «действительно один из столпов общества», один из инструментов его формирования. Но при этом «воспринимать ислам как замену государственной идеологии абсолютно невозможно и недопустимо».
— Традиционный ислам — это стабилизирующий и даже цементирующий общество элемент. Но управлять им извне практически невозможно. Казахстанское общество не только не готово, но и не примет такую постановку вопроса, — говорит социолог.
Таким образом, считает Тимур Айсаутов, вторым Ираном Казахстан не станет — и это прекрасно.
По его мнению, нет даже никаких оснований, чтобы даже поднять эту тему.
Будь как будет
— На самом деле светская идеология — не просто лучшая. Есть исламские ученые, которые утверждают, что светское общество и есть исламское.
Я придерживаюсь именно этого взгляда. В светском обществе нет никаких ограничений, есть свободы всех вероисповеданий. Именно оно лучше всего способствует развитию религии, — считает он.
По мнению Айсаутова, среди официальных исламских государств для нас нет образцов для подражания. Можно только перенимать какие-то отдельные моменты, но ни в коем случае не отказываться от нынешнего пути.
Религиовед профессор Анатолий Косиченко несогласен, что интерес к теме религии в последнее время усилился. По его мнению, говорят об этом столько же, а может и меньше, чем раньше. Хотя интерес в нашем обществе к этой теме присутствовал всегда, особенно к исламу.
— Во первых, число мусульман у нас намного больше. Согласно статистике от лидеров конфессий, мусульман раза в три больше, чем верующих иных конфессий. К статистическим данным нужно конечно относиться критически, но общая картина ясна, — говорит он. — Кроме того, сама проблематика ислама разнообразнее, ее чаще обсуждают. Поэтому ислам занимает большее место в публичном пространстве.
Оценивая место и роль религии в жизни светского государства, Анатолий Косиченко вполне осторожен. Хотя, по его мнению, в религии «есть большой гуманистический нравственный пласт, который можно использовать для консолидации общества и роста его духовности», но имеется и обратная сторона.
— Да, религия может позитивно воздействовать на общество, поскольку может стать вполне умиротворяющим элементом. Но есть и опасности, идущие от ложного истолкования религии и ее ценностей.
— В какой-то момент может проявиться как одна, так и другая сторона, — утверждает религиовед.
— Это очень тонкая проблематика. И я бы предостерег от мысли прибегать к религии как к безусловной идеологической скрепе и более широко вводить ее в общество.
Когда она не привлекает к себе повышенного внимания, как например православие, то может это даже и хорошо?
Удачных исламских проектов мы не видим
Анатолий Косиченко не видит никаких предпосылок к превращению Казахстана в исламское государство. Во первых, по его мнению, этому помешает существующий баланс между религиозными и светскими ценностями. Тем более, говорит Косиченко, есть «намерение усилить присутствие в обществе светских ценностей».
— Соцопросы говорят о том же — примерно 75-80 процентов населения поддерживает именно светский характер государства. И руководство страны, и общество понимают, что для экономического и политического прогресса нужна светскость.
— Мы не видим каких-то особенно удачных исламских проектов в современном мире, — считает религиовед. По его словам, «усилить светское присутствие» собираются, например, защитой атеистических идеалов.
— Раньше мы все время говорили, что нельзя каким-то образом оскорблять чувства верующих. Теперь на такой же уровень выводится защита чувств атеистов.
Это довольно серьезный шаг, обозначающий конкретную позицию государства, — считает он. Кроме того, по мнению религиоведа, довольно большой процент населения хотя и причислен к верующим, на самом деле таковыми не является.
— Количество верующих у нас существенно завышено, — говорит Анатолий Косиченко. — Эти люди и не атеисты, но и не определились со своим отношением к религии.
Правила комментирования
comments powered by Disqus