90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Почему Узбекистану жизненно необходимо центральноазиатское сотрудничество

01.06.2017 16:23

Политика

Почему Узбекистану жизненно необходимо центральноазиатское сотрудничество

Последние месяцы активизировались встречи президента и высокопоставленных чиновников Узбекистана с руководителями стран Центрально-Азиатского региона. Появилась надежда на активизацию разных форм сотрудничества Узбекистана с соседними государствами.

Между тем в настоящее время уровень экономического сотрудничества Узбекистана с нашими непосредственными соседями находится, к сожалению, в плачевном состоянии. Многочисленные тарифные и нетарифные барьеры мешают свободной торговле. Недружественный инвестиционный климат препятствует притоку иностранного капитала. Свободное перемещение людей ограничивают визовые режимы (с Таджикистаном и Туркменистаном), административные барьеры при пересечении границы через наземные пограничные пункты (Кыргызстан), усложненные правила регистрации приезжающих иностранцев. А ведь совсем недавно мы все жили в одной стране. И через налаживаемые столетиями родственные, дружественные, экономические связи сегодня пролегает граница, порой непреодолимая.

Сегодня узбекистанской экономике крайне необходимо открываться для участия в международном сотрудничестве: вводить конвертацию, устранять барьеры на пути внешней торговли и привлечения прямых иностранных инвестиций. И при всей важности развития отношений и связей со странами, находящимися от нас за тысячи километров, я твердо убежден, что приоритетом номер один должны стать именно наши соседи. Попробую объяснить, почему я так считаю.

Выгоды от участия в межрегиональном разделении труда

В соответствии с теорией сравнительных преимуществ любой стране выгодно специализироваться на производстве товаров и услуг, по которым она имеет преимущества в относительных издержках. Экспортируя продукцию, на производстве которой она специализируется, страна покупает те товары, которые производить ей менее выгодно. Как результат, расширяются возможности потребления, повышается уровень жизни населения.

Казалось бы, теория сравнительных преимуществ (которую никто не оспаривает) дает неопровержимый аргумент в пользу внутрирегиональной торговли. Однако многие специалисты придерживаются мнения, что предприятия стран региона скорее конкуренты друг другу, чем партнеры в международном разделении труда. Это мнение основано на сравнении структуры экспорта наших стран. Действительно, многие экспортные позиции (особенно это касается минеральных ресурсов и металлов) у стран региона одинаковы. Но и поставляют они их не друг другу, а преимущественно за пределы ЦА. То есть внутри национальных экономик эти товары не конкурируют, и нет смысла защищать по данным позициям национальных производителей разного рода торговыми барьерами.

Что касается продукции с высокой добавленной стоимостью (продовольствие, одежда, бытовая техника, строительные материалы, медицинские изделия и т. д.), то именно здесь есть огромные резервы для взаимовыгодного экономического сотрудничества, основанного на использовании преимуществ от международного разделения труда и кооперации.

Ключевая проблема большинства производственных предприятий стран региона – узкие рынки сбыта. По многим видам производственной деятельности невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, не имея возможности реализовывать большие объемы продукции. Дело в том, что по мере роста объемов производства сокращаются средние издержки (издержки на одну единицу продукции). Это называется положительным эффектом масштаба.

Именно благодаря положительному эффекту от масштаба и возникают современные высококонкурентные производства, поставляющие на рынок качественный товар по приемлемым для покупателя ценам. Но для того, чтобы такие производства могли возникнуть, нужен большой объем продаж. А для расширения объемов продаж нужны новые рынки сбыта, в том числе внешние. Иначе предприятие обречено на высокие средние издержки и низкую конкурентоспособность. Конечно, есть отрасли, где эффект масштаба не действует или действует слабо (сфера услуг, сельское хозяйство). Но в большинстве отраслей промышленности экономия на масштабах – важнейший фактор повышения конкурентоспособности. Соответственно, для того, чтобы создать устойчивый, конкурентоспособный бизнес, внутреннего рынка зачастую оказывается недостаточно. Нужно расширять продажи за счет освоения внешних рынков!

Большинство же предприятий перерабатывающей промышленности Центрально-Азиатского региона, работающих на внутренний рынок, ограничены узким рынком сбыта. Ограниченность рынка порождает небольшие полукустарные производства, производящие продукцию не всегда хорошего качества и со слабой товарной линейкой. Маленькие масштабы производства отдельного вида продукции часто компенсируются попытками освоить много дополнительных направлений, позволяющих загрузить оборудование и занять работников предприятия. Но масштабы производства по этим направлениям также не велики, а следовательно, низка их конкурентоспособность.

А теперь немного географии с арифметикой.

Предположим, ваше предприятие находится в Ташкенте. Вам необходимо осваивать новые рынки. Но чем дальше от Ташкента, тем дороже транспортировка, тем сложнее логистика, тем сложнее управлять продажами. Тем выше конечная цена для покупателя, тем ниже конкурентоспособность вашей продукции. А расстояния от Ташкента до Самарканда (по автомагистралям) – 300 км, до Андижана – 360 км, до Бухары – 570 км, до Термеза – 670 км, до Нукуса – 1090 км!

Но если забыть про государственные границы, то обнаружится, что всего в 140 км от Ташкента расположен Шымкент – столица Южно-Казахстанской области, численность населения которой — 2,7 млн человек. Рядом (320 км от Ташкента) еще один казахстанский город – Тараз, столица Жамбылской области с населением 1,1 млн человек. То есть в пределах 300-350 км имеется рынок с 3,8 млн потенциальных покупателей, обладающих более высокой платежеспособностью, чем, например, жители Самаркандской и Бухарской областей (так как в Казахстане доходы населения выше, чем в Узбекистане). Далее. Всего в 170 км от Ташкента — Худжанд, столица Согдийской области с населением 2,4 млн человек – ведущий индустриальный центр Таджикистана. Кстати, от Ташкента до Алматы – 870 км, меньше, чем до Ургенча (960 км) или Нукуса (1090 км).

Каков вывод? Странам региона невыгодно создавать тысячи небольших производственных предприятий, ориентированных на внутренний рынок. Гораздо выгоднее работа сотен крупных компаний, работающих, как минимум, на рынки всего Центрально-Азиатского региона. Но для этого нужно убрать барьеры для взаимной торговли.

Более того, если эти барьеры будут убраны, то возникнут возможности для кооперации усилий предприятий разных стран в кластерном формате. Как правило, кластеры образуются вокруг одного или нескольких крупных предприятий, которые субконтрактируют производство отдельных деталей, комплектующих или какие-либо функции (например, продажи на экспорт) множеству узкоспециализированных мелких предприятий. В рамках кластеров таким образом реализуются одновременно преимущества и разделения труда, и экономии на масштабах. Именно в рамках кластеров сегодня работает большинство ведущих мировых производителей. Устранение торговых барьеров позволит создавать международные кластеры в нашем регионе.

Причем кластеры могут возникать не только в производственном секторе, но, например, в туристической отрасли, в создании международных транспортных коридоров и строительстве международной транспортной инфраструктуры, совместном продвижении экспортной продукции на дальние рынки.

Кроме того, не стоит забывать еще два обстоятельства.

Отечественная несырьевая продукция в большинстве своем по своим качественным характеристикам еще не соответствует запросам избалованных потребителей богатых стран. И более низкая цена не всегда делает наш продукт привлекательнее для них. Зато потребители стран-соседей менее привередливы и более активно реагируют на ценовый фактор. То есть наш продукт легче продать им.

Культурная близость, наличие уже наработанных экономических и личных связей облегчают продвижение отечественной продукции на рынки стран региона. Организовывать экспорт в страны дальнего зарубежья сложнее.

Повышение привлекательности для иностранных инвесторов

Все страны конкурируют между собой за иностранных инвесторов, которых привлекают в первую очередь хороший бизнес-климат и размер рынка для сбыта произведенной продукции. Чем больше рынок, тем больше интереса у инвесторов. Каждая из экономик Центральной Азии в отдельности не очень большая или совсем маленькая. Зато почти 70 млн человек населения пяти центрально-азиатских стран (больше, например, населения Украины, немного меньше населения Ирана или Турции) и более $300 млрд совокупного ВВП (величина, сопоставимая, например, с ВВП Ирана или Пакистана) выглядят намного привлекательней.

Но для того, чтобы стать привлекательными для инвесторов, страны региона должны представлять из себя единое экономическое пространство. А до этого еще очень далеко.

Приведу пример. Известная зарубежная компания открыла СП в Ташкенте в надежде, что продукция СП будет продаваться по всей Центральной Азии. Причем опыт создания подобных предприятий в разных странах у компании имелся. Однако заниматься бизнесом в Узбекистане оказалось не так просто, как ожидалось. А самое главное, торговые барьеры между странами создали трудности перед экспортом продукции СП в соседние страны. И как результат, компания открыла еще одно СП – в 170 км от Ташкента – в Худжанде. Никогда раньше компания не создавала свои предприятия на таком близком расстоянии друг от друга, так как это совершенно нецелесообразно! В данном же случае из-за наличия торговых барьеров вместо одного крупного предприятия работает два средних, да еще и конкурирующих друг с другом (например, за рынок Казахстана), с вытекающими негативными последствиями для эффективности.

Отмечу при этом, что увеличение притока прямых иностранных инвестиций существенно расширяет возможности национальных экономик в повышении своей конкурентоспособности. Ценность иностранных инвесторов не столько в привлечении иностранной валюты, а в том, что они приносят вместе с финансовыми ресурсами еще и новые технологии и опыт организации производства и бизнеса. Именно на основе иностранных и совместных предприятий создаются высококонкурентные экспортоориентированные производства в развивающихся странах.

Усиление конкуренции

То, что конкуренция – двигатель экономического прогресса, является общепризнанным положением. На практике же многие рынки стран региона сильно монополизированы. Этому способствуют барьеры на пути внешней торговли и разного рода преференции, создаваемые правительством для «отечественных производителей». Кроме того, большую роль в экономиках всех стран региона играют так называемые естественные монополии и государственные корпорации. Коммерческие предприятия региона зачастую существуют в искусственной благоприятной среде, не сталкиваясь с сильной конкуренцией. Результат – низкая эффективность и неконкурентоспособность на внешних рынках.

Мировая практика показывает, что только конкуренция способна создать конкурентоспособные производства, выпускающие качественную продукцию по приемлемым для покупателя ценам. Подавляющее большинство примеров «тепличного взращивания» национальных производителей, защищенных от конкуренции с импортом, получающих разного рода льготы, проваливалось. Как только «тепличные условия» исчезали, созданные в них предприятия оказывались неконкурентоспособными.

Развитие региональной торговли, межгосударственные переливы инвестиционных и трудовых ресурсов, другие формы экономического сотрудничества между странами ЦА способны усилить конкурентную среду внутри национальных экономик и тем самым создать дополнительные импульсы для экономического развития.

Таким образом, развитие регионального сотрудничество весьма выгодно как Узбекистану, так и всем без исключения странам Центральной Азии. Остается надеяться, что мы не упустим эти возможности.

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://kommersant.uz/ekspert/neobhodimo-ca-sotrudnichestvo

01.06.2017 16:23

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Феликс Шаршенбаевич Кулов

Кулов Феликс Шаршенбаевич

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
350

человек обратилось в травмпункт Бишкека с начала января

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30