За 2016 год из Казахстана за рубеж было передано более 100 миллиардов тенге по договорам перестрахования, а вернулось только 5 миллиардов.
Теперь постановлением регулятора страховым компаниям будет запрещено осуществлять операции по перестрахованию за рубежом без местного посредника. Таким образом Нацбанк рассчитывает свести на нет поток перестраховочной премии "утекающей" за рубеж.
Однако эксперты сомневаются в успехе плана задуманного регулятором. "Да, — говорят они, — роль Нацбанка в контроле за страховыми платежами существенно возрастет, вопрос только в том, к чему это приведет в итоге?"
Страховое посредничество на 15 миллиардов в год
Сейчас в перестраховании почти каждого крупного риска в Казахстане участвуют западные брокеры. Этим иностранным посредникам удалось приобрести солидную клиентуру.
© Sputnik / Евгения Новоженина
Иностранцы смогут лечиться наравне с казахстанцами по медстраховке
"Если сухо пройтись по цифрам, чем отличается международный страховой брокер от казахстанского, то самый крупный страховой брокер в Казахстане собирает в год порядка 300 миллионов тенге, тогда как несколько крупных брокеров международного уровня, работающие на нашем рынке, в год собирают более 15 миллиардов тенге", — говорит финансовый директор – член правления страховой компании "Салем" Азамат Керимбаев.
В общем, западные брокеры без лишних сантиментов забирали клиентов у казахстанских страховых фирм.
"Казахстанские страховые фирмы, в том числе и крупные, пока не могут соперничать с западными коллегами, — говорит управляющий директор – член правления "Салем" Чингис Амиржанов. — Зарубежные страховые брокеры имеют ряд преимуществ перед местными, так как, во-первых, не несут никаких расходов по содержанию офиса и по содержанию штата, но при этом смело приезжают в Казахстан, принимают риски и размещают их у себя в стране. То есть наши брокеры в такой конкурентной борьбе уступают в ценовой политике. А во-вторых, у них возможности перестрахования значительно больше, нежели у казахстанского рынка перестрахования, который все еще очень узкий".
У Нацбанка есть план
Национальный банк Казахстана решил подобную практику прекратить или, по крайней мере, изменить правила игры, законодательно предоставив преимущества местным игрокам с офисом и штатом сотрудников.
"Постановление Нацбанка направлено на то, чтобы нелицензированные страховые брокеры не могли осуществлять деятельность на территории Казахстана. А кто является нелицензированным брокером на территории Казахстана? Это в основном представительства крупных международных брокеров, — говорит Азамат Керимбаев. – То есть Нацбанк хочет увеличить капитализацию страховых компаний работающих здесь, в стране, а то деньги уходят, но не приходят. Как это в итоге получится пока рано судить, ведь эта страховка все равно может уйти на международный рынок и мы даже не будем знать, что наши казахстанские компании застрахованы за границей".
Как считают страховщики, иностранные страховые брокеры могут найти местного страховщика, который просто выпустит полис и передаст риск своему иностранному партнеру. Или другой вариант:
"Если иностранный брокер посчитает нецелесообразным выпуск полиса в Казахстане, то может сказать, что будет страховать через головной офис, к примеру, в Лондоне. И лондонский страховщик будет страховать риски в Казахстане и об этом никто не будет знать, только клиент. А в случае убытков клиент получит возмещение в лондонском офисе", — говорит Чингис Амиржанов.
Когда KazSat улетел в космос
Еще страховщики опасаются, что если по какой-либо причине у страховой компании не хватит денег для выплаты по страховому случаю (а в иностранных компаниях перестраховываются в основном риски масштабных проектов), то местная компания-перестраховщик столкнется с той же проблемой нехватки средств, и в результате обе фирмы будут разорены.
"В нашей компании был случай, когда срабатывал механизм перестрахования, — рассказал Азамат Керимбаев. — Спутник "KazSat —1", который в 2010 году улетел в космос, мы перестраховали на зарубежных рынках. Общая сумма выплаты тогда составила несколько десятков миллионов долларов, тогда как на тот момент активы компании составляли всего 4,5 миллиарда тенге, без перестрахования компания бы обанкротилась, но у нас было практически 95% перестрахования за границей, и эти деньги вернулись. После наступления страхового случая ущерб был возмещен, ситуация была урегулирована как со страхователем, так и с перестраховщиками без суда".
По второму спутнику казахстанские страховые компании участвовали в минимальной доле — львиная часть рисков была перестрахована на зарубежных рынках. На какую сумму был застрахован спутник, какие суммы были по страховым выплатам, можно только догадываться. Официально — это государственный секрет.
"Такие страховые случаи, уже не оставят вопросов даже у самых заядлых скептиков, которые переживают, что столько денег уходит за рубеж безвозвратно, — считает Чингис Амиржанов. — Если мы хотим, чтобы наши риски качественно размещались и возмещались крупными мировыми игроками, естественно нужно идти на западные рынки".
Правила комментирования
comments powered by Disqus