90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Искендер Жумабаев: В Кыргызстане возбужденные массы вряд ли готовы прислушаться к голосу разума

22.05.2013 21:18

Общество

Искендер Жумабаев: В Кыргызстане возбужденные массы вряд ли готовы прислушаться к голосу разума

Во все времена наука, несмотря ни на какие потрясения, держалась на фундаменте, который состоял из настоящих ученых, до фанатизма преданных своему делу. Несмотря ни на что, они превыше всего ставили науку. Регалии, звания и прилагаемые к ним слава и почет для них имеют второстепенное значение. К такому типу людей по праву можно отнести и Искендера Жумабаева. Кандидат филологических наук, научный сотрудник НАН КР, он один из литературных авторитетов страны.

Его стихией является исследование и осмысление истории и литературы. Неординарны его суждения о состоянии нашего общества, развитии страны, нравственных ценностях нынешнего поколения...

Впрочем, лучше послушать нашего героя...

- Хочется начать наш разговор с самого актуального для всего общества вопроса: что происходит сейчас в Кыргызстане? Кажется, будто все общество охвачено протестным настроением, все чем-то недовольны. Все оппозиционные политические силы видят в жизни только черное. Как вы считаете, с чем это связано?

- Кыргызстан находится в состоянии тяжелейшего социального и экономического кризиса. Затянувшаяся борьба за власть, свержение двух президентов, жестокая схватка за собственность между представителями так называемой национальной элиты затормозили самые неотложные экономические реформы. Все это отражается и на настроении людей, которые не видят позитивных тенденций, не находят возможности приложить свои силы для созидательного труда. К тому же наше общество излишне политизировано и возбуждено непрерывными призывами политических партий и их лидеров к митингам, протесту, борьбе за «справедливость». К сожалению, большинство простых людей не может понять, что за этими призывами таятся меркантильные интересы определенных людей и кланов.

- В такое непростое время интеллигенция одной из первых должна бить в колокола или хотя бы выражать обеспокоенность в отношении процессов, происходящих в стране. Но, как мы видим, она бездействует и напоминает глухонемого, который ничего не слышит...

- Обычно в смутные времена, а именно такие мы и переживаем, голос интеллигенции заглушается голосом площадей, митингов, шествий, оружейными выстрелами. Возбужденные массы вряд ли готовы сейчас прислушаться к спокойному голосу разума. К тому же наша творческая и научная интеллигенция плоть от плоти собственного народа, она мыслит теми же понятиями, что и большинство людей. Трудно найти высоких интеллектуалов, живущих исключительно духовными интересами. Если такие люди и есть, то они задвинуты в угол, и их голоса нам не слышны. Личностей такого склада, как Ф.Достоевский или Л.Толстой, у нас нет, но фигур такого масштаба сейчас мы не видим и в России. Поэтому не приходится удивляться тому, что интеллигенция наша занята в основном интересами своего цеха, а то и вовсе собственной персоны. Они тоже люди и тоже хотят жить...

- Не могу не задать вопрос о государственном языке. Этот вопрос стал коньком у некоторых политиков для повышения значимости своей персоны. Я говорю о национал-патриотах, которые стремятся постоянно раскачивать эту тему...

- Государственный язык у нас стал орудием политической борьбы. Посмотрите на тех, кто наиболее рьяно будирует этот вопрос, с пеной у рта «борясь» за его интересы. Среди них я не вижу глубоких знатоков кыргызского языка, ученых-лингвистов, создавших серьезные научные труды, или писателей, чьи сочинения отмечены особыми достоинствами стиля. Основными радетелями национального языка выступают люди, не сведущие в этой области, которые просто хотят включиться в политические процессы. Для них главное «ввязаться в драку», а там видно будет.

- Отдельные политики стремятся доказать, что главная беда Кыргызстана в отсутствии четкой национальной идеологии. Предпринимаются попытки использовать идеи, заложенные в эпосе «Манас». Порою доходит до того, что некоторые высказывания из произведения народного творчества берут за основу утверждения исторической доктрины, об исключительности титульной нации. Чем можно объяснить такие явления?

- Что касается национальной идеологии, то ее у нас «заболтали». Много чего сказано, но с идеями, указывающими магистральное направление развития государства и народа, так и не определились. К сожалению, подобная ситуация не только у нас - в других постсоветских республиках, в том числе и в России сетуют на то же самое.

На мой взгляд, в общественном сознании идет поиск не практически действенных, реалистических идей, а нового мифа взамен утраченной советской легенды о самом справедливом государстве, непрерывном улучшении жизни людей, светлом будущем... Правда, в СССР люди на самом деле имели твердые социальные гарантии и могли не беспокоиться о своем будущем, но идеологических мифов, направленных на обеспечение душевной эйфории людей, было немало. Была создана особая советская картина, состоящая из сложного переплетения элементов действительности и мифа. Советская идеологическая система работала на очень высоком уровне, которую не сравнить с уровнем наших нынешних идеологов. Эти мифы сейчас утрачены, а новых сказок, успокаивающих души, не придумано. Чувствуется пустота, разобщенность людей... Вот и ищут сказку повсюду, в том числе и в эпосе «Манас». Людям трудно примириться с суровой реальностью. Для этого требуется много мужества и здравомыслия.

Что касается идей, вокруг которых должны объединиться наши люди для того, чтобы могло сохраниться и развиваться наше государство, то их постоянно диктует сама жизнь. Это, во-первых, идея стабильности. Без нее наше хрупкое государство распадется под воздействием внутренних разрушительных сил, без всякого воздействия извне. Во-вторых, это социальная активность, прежде всего экономическая, хозяйственная. Люди должны понять: чтобы хорошо жить, надо действовать, а не ждать помощи государства. И, наконец, надо преодолевать наследие социализма, недостаток частной инициативы и опыта предпринимательства. Надо активно приспосабливаться к условиям рыночной экономики, перенимать опыт развитых стран именно в сфере частного предпринимательства. Проще говоря, надо учиться у них открывать и развивать собственное дело.

Если наш народ и наше государство сумеют реализовать эти три идеи: стабильность, действия и освоение опыта предпринимательства, то этого, на мой взгляд, достаточно для выхода из нынешнего критического состояния.

- «Литература уходящая» - так вы назвали новую книгу. Почему вы так назвали свое детище?

- Книга посвящена литературе советского периода, от которой нас отделяет все большая временная дистанция. Эта дистанция позволяет посмотреть на нее по-новому, переосмыслить и переоценить многие факты и явления. С течением времени многие частные детали отходят на задний план, отчетливее вырисовываются основные контуры. Как говорится, большое видится на расстоянии.

- Развитие информационных технологий оттесняет литературу. Каково положение литературы в новом обществе?

- Место литературы в жизни общества меняется, и, к сожалению, не в лучшую сторону. Сейчас еще трудно сказать, какое место она занимает в духовной жизни людей в новых условиях. Видимо, она уже никогда не будет играть такой важной роли, как при советском строе. Но она обязательно сохранится - в этом можно не сомневаться.

- Не секрет, что общество сильно деградирует под влиянием массовой культуры. Духовные ценности прежнего общества изменились. Деятели культуры и искусства молча наблюдают за происходящим и не могут ничего противопоставить. В чем причина?

- На этот вопрос я уже частично ответил. Переход к новой исторической формации проходит у нее очень болезненно. Когда отмирает любой организм, в том числе организм общественный, процессы разложения неизбежны. Будем надеяться на новые ростки. После осени и зимы должна наступить весна. Что касается массовой культуры, то противостоять ей не можем не только мы, но даже процветающие страны. Думаю, это практически невозможно. Просто культура теперь сама будет расслаиваться на массовую и элитарную в зависимости от потребления.

- Как вы думаете, какова роль литературы в современном обществе?

- Литература еще не нашла определенного места в условиях переходного периода, но она его ищет, пытается приспособиться, обратить на себя внимание людей. Об этом свидетельствуют попытки пересадить в нашу почву новые жанры, которых у нас раньше не было, такие как триллер, авантюрная, приключенческая, эротическая литература... Но в целом о месте литературы можно судить по такому простому показателю, как количество книжных магазинов в нашем городе. По-моему, тут все ясно...

- Каково нынешнее состояние отечественной литературы, чем дышит писательская братия? Есть серьезные молодые писатели, подающие надежды?

- Состояние кыргызской литературы, конечно же, нелегкое. Давно известно, что в условиях рынка литературе и всей духовной культуре небольших народов, как мы, выжить очень трудно. Поэтому требуются специальные программы для ее поддержки со стороны государства, общественных организаций, а также меценатов, состоятельных людей, не равнодушных к духовным ценностям. Что касается самой литературы, охарактеризовать общую картину одним словом очень трудно. Она находится в процессе адаптации, поиска. А молодые, талантливые писатели будут появляться обязательно! В этом можно не сомневаться.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

22.05.2013 21:18

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Мирлан Исакбекович Бакиров

Бакиров Мирлан Исакбекович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
279

киргизских предприятий находится в процессе банкроства

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30