Памирских кыргызов называют одним из самых выносливых народов мира, быт которого сложился в сложных кочевых условиях сурового высокогорья. Звучит впечатляюще, однако на поверку оказывается, что жизнь наших этнических собратьев далека от романтичных описаний путешественников.
С каждым годом памирских кыргызов становится все меньше.
После переписи населения Афганистана в 2010-м их было 3600 человек, а в прошлом году осталось всего 1050 на Малом Памире и 825 — на Большом.
Наши власти как могут поддерживают памирцев: отправляют им гуманитарную помощь, проводят для них медицинские обследования. Но этого недостаточно.
Проблема их переселения поднимается и депутатами Жогорку Кенеша, и правительством, и самими памирцами вот уже десять лет. В прошлом году обещали, что уже этой весной в Кыргызстан приедет первая группа. Но не случилось.
С чем связана задержка в переселении и с какими трудностями придется столкнуться не только чиновникам, но и самим памирцам, ИА «24.kg» рассказала заведующая отделом по делам кайрылманов Государственной службы миграции Кыргызстана Жыпар Мамбетова.
— Подходит к концу первый месяц лета, но вопрос приезда памирских кыргызов не решен. Почему?
— Мы планировали их приезд на весну, но оказалось, что почти у всех у них отсутствуют не только заграничные паспорта, но и внутренние. В мае 44 человека сдали биометрические данные, это необходимо для получения афганских паспортов. Нам обещали, что их документы будут готовы в течение двух недель, но из-за непростой ситуации в стране такой возможности нет. Скорее всего, памирские кыргызы приедут ближе к осени.
— Говорили о приезде детей. Каков их примерный возраст?
— Из 44 человек, которые приедут в Кыргызстан, только 30 — дети в возрасте от шести до двенадцати лет. Остальные — взрослые. Среди детей есть девочки, они приедут со своими родителями. Одних их не отпустят. Девочек охраняют как зеницу ока. А вот мальчиков одних отпускать можно.
— Наши правозащитники ранее били тревогу: памирских девочек выдают замуж еще детьми. Вы встречали таких?
— Да. Это ужасно: девочек выдают замуж с десяти лет, им там очень тяжело. Женщины составляют всего одну треть населения. Памир стоит на первом месте в мире по материнской и детской смертности.
— Кто инициатор переселения?
— В прошлом году нам впервые удалось попасть на территорию Афганистана. До этого мы доставляли памирским кыргызам гуманитарную помощь до границы, оттуда они забирали сами. А в 2016-м и Таджикистан, и Афганистан дали согласие, чтобы мы повезли гумпомощь прямо на Памир. Тогда памирские кыргызы попросили, чтобы мы обучили их детей.
— Расскажите, пожалуйста, о впечатлениях от этой поездки…
— Климат очень суровый. Ничего не растет, кроме травы. Да и трава невысокая. Никаких условий. Даже туалетов у них нет: нужду справляют прямо на улице, главное — отойти подальше от людей.
Мне их очень жалко. Они умирают даже от гриппа и простуды.
Их численность из года в год сокращается на шесть-семь процентов. Если такая тенденция сохранится, в течение 10–15 лет, вероятно, они просто исчезнут.
Возможно, кто-то посчитает, что, переселив памирцев в Кыргызстан, можно решить проблему. На мой взгляд, их просто нужно обучить. Они элементарно должны знать, что такое лекарства и как ими пользоваться. Другого выхода нет. Никто ни отсюда, ни из Афганистана не согласен ехать к ним высоко в горы и лечить их или обучать чему-то.
Когда я приехала к памирским кыргызам, сложилось впечатление, что я попала в средневековье. У них еще древняя культура, образ жизни и сознание. Выживают, занимаясь животноводством: разводят яков, овец и верблюдов.
— Не боитесь, что эти дети будут пугаться проезжающих машин, телевизоров, города, даже самолета, на котором им придется лететь?
— Именно поэтому их нельзя привозить в Бишкек или Ош. Это может навредить и здоровью деток.
Окончательное решение, куда они отправятся, еще не принято. Как вариант рассматривали Нарынскую область и Чон-Алай. Думаю, в Чон-Алае им было бы комфортней. Этот район находится на границе с Таджикистаном, климатические условия похожи на памирские, да и расположен он примерно на такой же высоте.
— Как долго эти необычные гости пробудут здесь?
— Это будут решать они сами. Если кто-то из них захочет вернуться на Памир, мы предоставим такую возможность. Если захотят остаться здесь, конечно, оставим.
— Чему будете обучать?
— Министерство образования разработает специальную программу обучения: одну для всех. Потому что уровень знаний пятилетнего ребенка и 15-летнего подростка одинаков. Начнем с алфавита. Все, чему их учат там, — чтение Корана на арабском языке. Будем обучать и кыргызскому языку.
— Их язык сильно отличается от нашего?
— Я их понимала. Вы слышали баткенский диалект? Памирские кыргызы говорят очень похоже. Но есть сильное влияние языка пушту, на котором говорят афганцы.
— Сколько денег будет выделено на обучение и проживание памирцев в Кыргызстане?
— Из республиканского бюджета ежегодно выделяют 10 миллионов сомов для памирских кыргызов. На эти деньги им отправляется гуманитарная помощь. Я думаю, что на их обучение и проживание придется брать из этих средств.
Правила комментирования
comments powered by Disqus