С течением времени все больше выходит на свет доказательств о том, что 7 апреля 2010 года произошла не революция, а переворот. К примеру, на прошлой неделе в судебном процессе, посвященном этому «преступлению века», показания бывшего председателя ГКНБ Мурата Суталинова и командира группы «Альфа» Алмазбека Жолдошалиева свели на нет многие прежние обстоятельства.
М.Суталинов считает себя «виновным только с моральной стороны»
Конечно, невозможно сравнить сегодняшнего Суталинова едва видного из большой куртки, с наголо обритой головой, с медицинской маской на лице, опирающегося на палку, с тем полным сил, статным Суталиновым, который некогда грозил кулаком оппозиции. Его нынешнее положение в зале суда показывает, что от него осталась только тень. Видимо, не только тяжелая болезнь, проведенная операция, но и морально подавленное состояние довели его до изнеможения. Конечно, в течение двух лет в суде давали показания только потерпевшие и свидетели. Начиная с 14 января, в показаниях Суталинова и Жолдошалиева было сказано много правды о событиях 7 апреля.
Раньше высказывались предположения, что после событий 7 апреля и свержения власти Бакиева, Суталинов сбежал в Казахстан, где прячется под защитой казахских друзей, с которыми он вместе учился в Караганде в Академии чекистов, а ныне занимающих большие должности. Выяснилось, это не так. «Я не был в Казахстане. Компетентные органы этой страны несколько раз сообщали, что меня нет на их территории»,- сказал генерал в марлевой повязке на лице в микрофон, не меняя позы.
Оказалось, члены Временного правительства его толком не искали, и к родственникам не обращались. Просто сделали вид, что искали. А в действительности в тот день будущая ИО президента Роза Отунбаева привезла его из Белого дома в здание ГКНБ. Там на его месте сидел Дуйшобаев, давал американским журналистам интервью. Увидев это, Суталинов поблагодарил бойцов за героическое исполнение долга, по-джигитски простился с ними. Затем его проводили до пересечения улиц Жибек-Жолу и Дзержинского (бульвар Эркиндик), и он ушел к себе домой. Более того, тогда Суталинов предложил добровольно сесть в СИЗО, ему гарантировали: «Иди, не будет политических гонений в переговорах власти с оппозицией». Но не прошло и двух дней, как один из членов ВП (Временного правительства), близкий друг, «бульдозер» революции А.Бекназаров начала высказывать в адрес Суталинова обвинительные слова.
По словам Мурата Абдыбековича, рано утром 7 апреля, узнав о беспорядках, разбое в Таласе и избиении министра МВД Конгантиева до полумертвого состояния, чекисты и милиционеры потеряли самообладание (растерялись), впали в деморализованное состояние. В то время, когда на «мирном митинге» избивались сотрудники Октябрьского РОВД, руководители силовых органов проводили совещание в Белом доме с главой администрации Жороевым. Когда Суталинов предложил поехать к «Форуму» и увидеть собственными глазами, что там происходит, во главе с Жанышем Бакиевым все согласились. Примерно в 11 часов Суталинов, наблюдая с моста на улице Л.Толстого, стал свидетелем сбора большой толпы людей с агрессивным настроем возле «Форума», считавшегося штабом оппозиции. В это время происходило столкновение с сотрудниками милиции. Поэтому Суталинов дал приказ своим бойцам привязать автоматы к руке ремнем, чтобы не отобрали оружие, и ни в коем случае не стрелять в народ. Только когда начали избивать сотрудников «Альфы» и службы охраны, был приказ стрелять в воздух. Но это напротив, усилило агрессию большой толпы людей, которые начали градом забрасывать их камнями. Конечно, некоторые люди старались защитить бойцов спецслужбы, вернуть им отобранное оружие. К сожалению, превосходство оказалось на стороне провокационных сил.
Далее Суталинов с бойцами «Альфы» был загнан на территорию завода «Триод», 15 бойцов получили тяжелые ранения. Оружие у них отобрали митингующие, подвергнув их унижениям. В этот момент (в 11:30 часов) Суталинов позвонил своему «шефу» Марату Бакиеву, узнал, что тот с семьей выехал за пределы страны. Оттуда Суталинов вернулся с двумя тяжелоранеными бойцами.
Ближе в 3 часам дня вернулся в Белый дом, обратился к президенту с просьбой об отставке, тот не принял отставку. Наоборот, Бакиев поручил обратиться в ОДКБ, связаться с силовыми органами стран-членов ОДКБ, проинформировать их о ситуации в Кыргызстане. Но на связь никто не вышел. Видимо, они между собой приняли решение: «Пусть с вами будет то, что будет.»
Далее силовые министры приняли решение защищать Белый дом и президента. Примерно в 18 часов в результате тайной операции Бакиев оставил Белый дом, вылетел в Джалал-Абад. Следом за ним направился глава администрации Жороев. Итак, в 9 часов вечера было объявлено о полной «капитуляции» Бакиева.
Оказалось, Суталинов принимал участие в трех раундах переговоров с оппозицией. Во втором раунде лидеры оппозиции взяли на себя 50% моральной вины за гибель людей. Кроме того, когда Суталинов вечером напомнил о возможных мародерствах в Бишкеке, будущие члены ВП сказали, что ситуация под контролем и они не допустят этого. А как они «контролировали» ситуацию, мы все хорошо знаем. За одну ночь разграбили не только магазины в столице, но и иностранные торговые центры вместе с богатствами бакиевых, а к рассвету Бишкек превратился в горящий город.
В третьем раунде переговоров вчерашняя оппозиция, а сегодня овладевшая властью, решила, что на месте должен остаться только один генеральный прокурор Э.Сатыбалдиев. Но тот, чувствуя свою моральную вину, отказался от поста.
Суталинов знает из интервью Жаныша Бакиева российскому телеканалу, что тот отдал приказ стрелять только по ногам людей, проникших внутрь ограды Белого дома. Похоже на правду, сказанное им в суде: «В последние годы я думаю только о прошедших событиях. Я чувствую большую моральную ответственность и сожалею, что не смог все это прекратить». Такие слова истинного генерала и джигита, очевидно, являются криком его души!
Командир «Альфы» не признает ни одного из предъявленных ему обвинений
В отличие от Суталинова, тогдашний командир группы «Альфа» ГКНБ, подполковник Алмазбек Жолдошалиев сидел в суде в военной форме. Он отслужил на военной службе 25 лет, из них 18 лет служил в «Альфе». Ему тоже, как другим чиновникам на высших должностях времен Бакиева, предъявили обвинения в злоупотреблении должностным положением, утере военного имущества, самое тяжелое обвинение – соучастие в массовом зверском убийстве людей. Согласно предположению следствия, каждый из обвиняемых участвовал в убийстве вышедших на мирный митинг 77 человек и ранении 306 человек.
По словам Жолдошалиева, в тот трагический день 7 апреля в 11:30 часов перед «Форумом» не было никакого мирного митинга. К тому времени, когда туда прибыли примерно 50 «альфовцев» на 4-х машинах, там собралось около 1,5-2 тысяч человек. Но к этому времени было избито большинство из примерно 200 сотрудников милиции, одежда на них разорвана, лица и головы окровавлены. В это время разозленная толпа, приблизившись к сотрудникам правоохранительных органов и убедившись, что те не стреляют, начала их избивать камнями. Чтобы изменить ситуацию, был дан приказ стрелять в воздух. К сожалению, когда стало известно, что ни в кого не будут стрелять, митингующие начали нападать на военнослужащих. Таким образом, офицеров избили, у них отобрали бронежилеты, одежду и оружие.
После этого убедившись в безрезультатности драки, бойцы попятились в сторону завода «Триод», озлобленная толпа теснила их, прижав к стеклам, у офицеров были порезаны лица и тела. В это время поступила информация о жестоком избиении в Таласе генерала Конгантиева. Жолдошалиев думал только о спасении жизни Суталинова, еле успел вывести того через потайную дверь завода. Кроме того, были выведены 17 тяжелораненых офицеров «Альфы», была спасена их жизнь.
Тем временем 35 бойцов были зажаты митингующими в угол маленького помещения. Дверь им перегородили вооруженные люди в гражданской форме, попытки к переговорам ни к чему не привели. В сторону бойцов кидали камни, полуобгоревшие материалы. Поэтому был только один путь остаться живым – отдать им оружие. Но даже в тот момент, когда жизнь висела на волоске, ни один офицер не стрелял в обозленных людей. Командир твердо сказал: «Мы давали присягу, оружие не отдадим». В этот момент привели лейтенанта Рината Абдрахимова, с которого была сорвана одежда, сильно избиты его голова и лицо. К его голове приставили пистолет, сказали: «Если не отдадите оружие, мы его расстреляем»…
В тот момент в голову командира «Альфы» ударили камнем, он потерял сознание. В такой тяжелой ситуации, словно в фильме, один из бойцов спас его, вытащил пули из оружия, сказал, что гуськом выстроятся и уйдут, еле спаслись. Но при выходе на улицу агрессивные люди напали на бойцов, стали избивать их железной арматурой, палками, а бойцы, прикрывая собой тело командира, едва вывели его живым.
Жолдошалиева окружили три женщины и мужчина, спасли его. Неуправляемая толпа отобрала у него автомат Калашникова, удостоверение, деньги, форму, он вырвался только с сотовым телефоном. Однако придя на улицу Алмаатинскую, они не нашли оставленных ими двух машин ЗИЛ-131, китайский автомобиль Джип, Мерседес-Бенц. Оказалось, что нет не только техники, но избили водителей техники и охранников, украли оружие на общую сумму 2 млн. сомов: 16 автоматов, 15 пистолетов, более 13 тысяч пуль.
Несмотря на то, что едва спаслись от смерти, бойцы «Альфы» пошли в Белый дом, где получили приказ охранять здание стратегического значения. Между тем увидели, что танк БТР, стоявший перед ГКНБ, направляется к Белому дому. Если бы этот танк въехал в здание, то сами представьте последствия. Поэтому, получив приказ, во что бы то ни стало остановить БТР, бойцы не дали приблизиться ему к Белому дому, стреляя по колесам.
Самое главное, в результате баллистических проверок было доказано, что из всего оружия, находившегося в ведении «Альфы», не было сделано выстрелов в погибших людей. Тогда кто и из какого оружия стрелял в 77 погибших людей среди народа, вышедшего на мирный митинг? Возможно, в следующем судебном процессе или немного погодя найдется ответ на вопрос: 7 апреля была вправду революция или был переворот…
Автор: Б.ЖАКЫПОВ
Источник: газета «Майдан.kg» № 2 от 23.01..2013 / стр.7
Правила комментирования
comments powered by Disqus