Всемирный банк готов проспонсировать развитие недорогого широкополосного интернета в масштабах всей ЦА. Однако власти Таджикистана до сих пор не спешат соглашаться на это предложение.
К осени 2017 года должна быть утверждена концепция Digital CASA — проекта, который обеспечит сравнительно дешевое и надежное интернет-подключение для жителей Центральной Азии.
Суть его в том, чтобы превратить регион в коммуникационный узел и сделать его более технологически и экономически независимым. Эта общая сеть по аналогии с энергетическими проектом CASA-1000 должна связать Кыргызстан, Афганистан и Таджикистан.
Причем на сегодняшний день именно Таджикистану здесь отводится ключевая, связующая роль.
"Географическое расположение — наше конкурентное преимущество, потому что у Кыргызстана нет границ с Афганистаном, а у Таджикистана, наоборот, самая длинная", — подчеркнул радио Sputnik координатор таджикского проекта общественного фонда "Гражданская инициатива Интернет" Асомиддин Атоев.
По его словам, предварительная стоимость Digital CASA (развитие широкополосного интернета в республике и подключение в трансграничных зонах) составит около 100 миллионов долларов.
Коннект почти даром
При этом реализация проекта теоретически не влетит в копеечку государственной казне РТ, ведь основные затраты на строительство берет на себя Всемирный банк, а для прокладки каналов связи, скорее всего, будут использованы те же высоковольтные линии электропередачи, что и для CASA-1000.
"Это очень положительно скажется на снижении цен, появится доступ к более дешёвому интернету. Кроме дивидендов в бюджет от транзита информации между Афганистаном и Кыргызстаном, также будет развита внутренняя инфраструктура широкополосного доступа в сеть, а это отразится на высоком качестве услуг", — отмечает директор Общественного фонда "Интернет" Рустам Косимов.
Кроме того, это позволит Таджикистану стать более независимым от России при подключении к международным каналам интернета и, по мнению, Косимова, предоставит надежную платформу для развития, скажем, электронного правительства, сервисов оказания государственных услуг, а также интернет-бизнеса.
Однако, несмотря на все указанные преимущества, власти Таджикистана не спешат давать своего принципиального согласия на реализацию проекта. И теперь Бишкек и Кабул, а также международные финансовые институты ждут, когда республиканские власти скажут своё слово. Ждут, но при этом ищут альтернативные варианты.
Так, в конце мая на региональном совещании по Digital CASA представители Министерства информационных технологий и коммуникаций Афганистана сообщили, что уже подписали меморандум с Китаем о прокладке оптоволоконного канала связи через Ваханский коридор. Существуют также планы реализации проекта через границу Туркменистана.
И все же, почему медлит с ответом правительство РТ?
"Объективные причины могут быть таковы, что данная информация могла еще не дойти до тех, кто принимает соответствующие решения", — полагает Косимов.
И всё же довольно трудно представить, что руководство страны не может оценить всех плюсов от масштабного распространения интернета и развития сопутствующего ему бизнеса. Тем более, не осознавать, что времени на обдумывание осталось не так много, а заманчивые перспективы участия в проекте могут сойти на нет.
Скорее всего, причины промедления связаны непосредственно с требованиями, которые предъявляют основные спонсоры Digital CASA, в том числе Всемирный банк.
Неудобные реформы
Одно из таких требований — обеспечение беспристрастного государственного регулирования в сфере инфокоммуникационных технологий для обеспечения справедливой и интенсивной конкуренции на рынке.
Таким регулятором могла бы стать Служба связи при правительстве РТ, однако в нынешнем виде выполнять функции строго надзорного органа она не может, так как занимается в том числе менеджментом и определением политики ряда государственных компаний. Что уже создает определенные препятствия, если речь идет о свободном рынке на ниве интернета.
Кроме того, у Всемирного банка вызывает беспокойство, что Таджикистан считается не слишком привлекательной страной среди компаний, связанных с развитием интернета и IT-сферой в силу периодических блокировок ряда популярных сетевых ресурсов без объяснений.
Напомним, что в 2015 году были случаи блокировок новостных сайтов news.tj, tojnews.org, ozodi.org, ozodagon.com, faraj.tj. Тогда служба связи при правительстве страны не признала, что давала указание интернет-провайдерам о блокировке веб-ресурсов. Но сами провайдеры сообщают, что блокируют их только по указанию службы связи или по техническим проблемам.
И если закрытие доступа к этим сайтам, с точки зрения инвесторов, — внутреннее дело властей РТ, то риск блокировки видеохостинга Youtube и социальных сетей Вконтакте, Facebook и Одноклассники не слишком хорошо сказывался в целом на имидже Таджикистана как страны, открытой для развития интернет-коммуникаций.
Справедливости ради следует сказать, что тогда уполномоченный по правам человека в РТ Зариф Ализода предложил наказывать интернет-провайдеров, без предупреждения блокирующих доступ к веб-сайтам
Теперь же власти государства, возможно, решают, что им выгоднее — согласиться на требования инвесторов и за их счет реализовывать Digital CASA, полностью меняя всю систему регулирования и контроля сетевой среды. Или же оставить все как есть, сэкономить ресурсы, но лишиться при этом дешевого интернета.
Отметим, что Таджикистан занимает предпоследние место по уровню доступности сети в регионе, оставив позади только Туркменистан. В стране лишь 17 процентов населения регулярно используют интернет, а примерная стоимость базового пакета подписки эквивалентна 16 процентам среднемесячного дохода граждан страны.
Правила комментирования
comments powered by Disqus