12 августа 2017 года исполнилось ровно 2 года, как Кыргызстан вступил в Евразийский экономический союз.
За данный период в стране произошли ряд изменений как на законодательном уровне, так и на практике в связи с членством республики в интеграционном объединении.
Как отмечали многие экономисты и руководство страны, первые годы в Евразийском экономическом союзе пока не показывают положительных сдвигов и не раз отмечалось, что ЕАЭС открывает доступ кыргызским предприятиям на большой рынок с 180 млн населением, открывает ворота к инвестициям и, несомненно, в долгосрочном плане КР выиграет и пожнет плоды от вхождения в ЕАЭС.
Первые результаты
На сегодняшний день имеются весьма положительные макроэкономические результаты от вступления страны в ЕАЭС. Так, за полгода 2017 года экспорт молочной продукции в страны ЕАЭС увеличился на 30%, денежные переводы трудовых мигрантов за 5 месяцев 2017 года составили $695 млн и выросли на 39%. При этом среди стран Евразийского экономического союза в Кыргызстане самые высокие темпы роста экономики. Также за 5 месяцев 2017 года торговля со странами ЕАЭС выросла и составила 874 млн сомов.
Как сообщал заместитель министра экономики Алмаз Сазбаков, Кыргызстану удалось добиться хороших результатов.
«Как вам известно, мы стали полноправным членом ЕАЭС в августе 2015 года. Кыргызская Республика вошла на очень хороших условиях, это было своевременно. Если говорить про условия, то плюсом стало полноправное членство, без нашего голоса решение не может быть принято. После присоединения на границе таможенный контроль был снят, это важное решение», - сказал он.
Вместе с тем, при вступлении Кыргызстана в ЕАЭС республика приняла на себя ряд обязательств, одним из которых является наличие в стране современных ветеринарных и фитосанитарных лабораторий.
В целом, по данным Евразийской экономической комиссии, по итогам 2016 года вхождение Кыргызской Республики в состав Евразийский экономический союз дало положительные результаты, связанные с первичным интеграционным эффектом.
При общем сокращении объема взаимной торговли по Союзу в целом (93,3% к уровню 2015 года) внутрисоюзные поставки Кыргызской Республик и возросли на 4,4%. При этом экспорт товаров во взаимной торговле с Казахстаном увеличился на 17,4% за счет роста поставок руд драгоценных металлов, фруктов и овощей, одежды.
Увеличился экспорт Кыргызстана в третьи страны (на 5,2%), в то время как по Союзу в целом наблюдается снижение показателя на 17,5%, в том числе по Беларуси –на 22,3%, Казахстану –на 19,5%, России – на 17,2%.
В отличие от партнеров по союзу зарегистрирован рост импорта товаров из стран вне ЕАЭС на 15,3%.
Поставки товаров Кыргызской Республики на рынок союза сократились в 2015 году на 37,3%. При этом показатель по Кыргызстану оказался ниже общесоюзного показателя на 12% (62,7% против 74,7% по союзу в целом).
Темп роста экспорта Кыргызской Республики во взаимной торговле в 2015 году мог оказаться выше. Негативно отразилась на показателе завышенная база 2014 года, что связано со значительными поставками реэкспортных товаров, осуществленными в преддверии вступления Кыргызстана в Союз. Так, в 2014 году объем реэкспорта товаров третьих стран составил 163,8 млн долларов, в 2015 году – 61,3 млн долларов, в 2016 году – 13,9 млн долларов.
Однако, по данным других экспертов, вступление в ЕАЭС произошло не в самое лучшее время, совпав с экономическим спадом в регионе.
«ЕАЭС принес огромные выгоды, позволив мигрантам легально работать в России, и мы все знаем, насколько это важно для страны и многих кыргызских семей. В то же время, было бы неверно полагать, что если бы Кыргызская Республика решила остаться за пределами ЕАЭС, ее бы не коснулись эти проблемы», - считает региональный директор Всемирного банка по Центральной Азии Лилия Бурунчук.
По ее словам, вступление принесло определенные вызовы, включая трудности для экспортеров, связанные с адаптацией к стандартам ЕАЭС, и растущее давление со стороны конкурентов на региональном уровне.
Чего добились сегодня?
Важными результатами присоединения Кыргызстана к ЕАЭС стали:
- членство Кыргызстана в ЕАЭС предоставило трудовым мигрантам благоприятные условия пребывания и деятельности в плане упрощенной процедуры трудоустройства, улучшения социальных условий жизни и их семей;
- денежные переводы за 2016 год возросли более чем на 18,5% (с $1,547 до $1, 834 млрд). Данные средства непосредственно идут на потребление внутри страны, что также прямо влияет на развитие торговли в целом и является важнейшим источником инвестиционного капитала;
- при поддержке российской стороны в рамках выделяемых средств $200 млн проведены мероприятия по оснащению таможенных постов, пунктов пропуска и лабораторий необходимым оборудованием. На 1 января 2017 года $16,42 млн уже распределено между министерствами и ведомствами);
- оснащены 4 пунктов пропуска «Манас», «Ош», «Торугарт», «Иркештам» и 7 ветеринарно-контрольных пропускных пунктов «Торугарт», «Иркештам», «Достук», «Кызыл Бел», ж/д «Кара-суу», аэропорты «Манас» и «Ош». Дополнительно проводится работа из госбюджета по строительству и оснащению 8 пунктов пропуска за счёт средств госбюджета;
- снят фитосанитарный контроль на кыргызско-казахстанском участке государственной границы и снято таможенное сопровождение кыргызских перевозчиков по территории Казахстана;
- 30 аккредитованных лабораторий Кыргызстана и 9 органов по сертификации внесены в единый реестр ЕАЭС, которые выдают документы, и они равно признаются на территории всего союза;
- создан Кыргызско-Российский фонд развития. На сегодня из $500 млн, выделенных Россией, одобрено 724 проектов на сумму $234 млн на 26 мая 2017 года;
- подписано соглашение между Кыргызстаном и Казахстаном об оказании технической помощи со стороны Казахстана в сумме $100 млн ($41 млн уже определены), которые будут направлены на обустройство и техническое оснащение объектов таможенной инфраструктуры, модернизацию испытательных лабораторий и другие важные мероприятия;
- подписан договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза;
- в конце 2016 года подписано соглашение с Казахстаном по вопросу применения унифицированного тарифа при перевозке грузов железнодорожным транспортом через территорию Республики Казахстан в/из Кыргызской Республики;
- фискальная политика в условиях интеграции с ЕАЭС изначально была ориентирована на либерализацию;
- сегодня экспорт сельскохозяйственной продукции, подлежащий ветеринарному контролю, разрешен в Россию и Казахстан. В реестр Евразийского экономического союза вошли 28 кыргызских компаний, из них 24 будут экспортировать на рынок России, 25 компаний — Казахстана. В реестр ЕАЭС вошли 15 молочных компаний, 8 предприятий по производству и переработке рыбы, 2 - по производству мясных продуктов, прошедших термическую обработку и 3 - по сбору и реализации меда.
И все же барьеры остаются ….
Как отметил заместитель министра экономики Алмаз Сазбаков на одной из пресс-конференций в Бишкеке, на сегодняшний день имеется множество препятствий и барьеров на внутреннем рынке Евразийского экономического союза, с которыми сталкиваются наши предприятия -производители и экспортеры. Препятствия создаются на внешнем и внутреннем рынках.
«Среди внутренних факторов, это те решения, которые зависят от нас самих, а внешние факторы зависят от коллективного решения ЕАЭС. Внутренние факторы — это ряд вопросов, которые поднимались сегодня регионами сегодня: неготовность инфраструктуры качества, транспортная инфраструктура страдает, идет задержка поставки оборудования из Казахстана в рамках технической поддержки, страна не имеет выхода к морю, не развит железнодорожный транспорт, мелктоварность рынков, что снижает заинтересованность крупных сетей России и Казахстана, низкая осведомленность предприятий и регионов об условиях и требованиях ЕАЭС, что негативно влияет на развитие экспорта за счет внутренних факторов», - сказал он.
Как отметил замминистра, среди барьеров можно выделить следующие вопросы:
- существование ветеринарного контроля на кыргызско-казахстанском участке госграницы;
- неполное применение унифицированных ж/д тарифов;
- применение Казахстаном рентного налога при вывозе угля с ее территории на территории других государств-членов;
- отсутствие информации на русском языке при проведении государственных закупок в Армении;
- предоставление более благоприятных условий размещения рекламы для вина и игристого вина (шампанского), произведенных в России.
Среди ограничений министерство выделяет следующие вопросы:
- отсутствие гармонизации ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам;
- отсутствие единых требований в отношении перемещения в рамках Союза семян сельскохозяйственных растений;
- отсутствие единой методологии расчета разрешенного уровня мер поддержки сельского хозяйства;
- недостаточность гармонизации законодательства государств-членов в области аккредитации;
- отсутствие единых правил и норм обеспечения карантина растений.
Как обстоят дела сегодняшние?
На сегодняшний день в рамках присоединения Кыргызстана в ЕАЭС в стране вводятся 18 технических регламента, в том числе касающиеся пищевой безопасности. В 2016 году с 12 февраля было принято 13 техрегламентов, с 12 августа 2016 года было принято еще 3, с 12 августа 2017 года еще 18 вступают в силу.
«Принятые техрегламенты, относятся к продовольственной пищевой безопасности по части маркировки, плодоовощные соки, масличные культуры, молоко и молочные продукты, по мясу и другие. Для актуализации этих техрегламентов проведены работы, определены все оценочные нормы на них, и нормативно правовые акты КР приведены в соответствие. Самое главное требование техрегламентов ЕАЭС - это обеспечение качеством и достаточным количеством для потребления как внутреннего рынка, так и внешнего. По внедрению ХАССП и ИСО 22000 необходимость вытекает остро, сейчас внедрение этого менеджмента является добровольным, хотя придет время мы должны будем обязательно внедрить их для всех предприятий», - сообщили в Министерстве сельского хозяйства, мелиорации и пищевой промышленности.
Вместе с тем, как пояснили в правительстве, при вступлении технических регламентов Евразийского экономического союза в силу на территории Кыргызстана для экспортеров ничего не изменится. Если предприятие-экспортер производит продукцию и поставляет ее в другие страны, в том числе в страны ЕАЭС, он обязан придерживаться тех правил, которые действуют на территории тех стран. Однако технический регламент вступает в силу для внутренних производителей.
«Есть некоторые изменения, которые нужно будет иметь ввиду и есть ужесточение требований, есть и новые требования, которые в отличаются от наших требований. Та продукция, которая прошла подтверждение безопасности, то она может спокойно обращаться на рынке ЕАЭС еще в течение двух лет, если срок действия сертификата безопасности прошел чуть раньше. Если я — производитель бутилированной воды и если есть национальный регламент, и я получил на данный вид продукции документ соответствия, и он был получен до 11 августа, то эта продукция может еще спокойно продаваться на внутреннем рынке в течение двух лет. Принципиально ничего не изменится. Но если новый вид продукции, то он будет проходить технический регламент ЕАЭС, а не национальный. Что касается той продукции, которая не подпадают в наше техрегулирование, то там предусмотрен переходный период», - сказал вице-премьер-министр Олег Панкратов.
Касаясь законодательных вопросов, можно добавить, что не так давно глава государства подписал закон «О ратификации протокола о продлении срока действия соглашения о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха». Кроме того, на сегодняшний день в ЕАЭС вводиться единый рынок лекарственных средств.
Как сообщали в ЕЭК, 1 июля 2017 года вступают в силу четыре ключевых документа ЕАЭС, которые создадут единую нормативно-правовую базу в сфере карантина растений в странах евразийской «пятерки». Речь идет о нормативных актах, разработанных и принятых ЕЭК в 2016 году: Едином перечне карантинных объектов ЕАЭС; Единых карантинных фитосанитарных требованиях, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории ЕАЭС; Единых правилах и нормах обеспечения карантина растений на таможенной территории ЕАЭС и Порядке лабораторного обеспечения карантинных фитосанитарных мер.
Правила комментирования
comments powered by Disqus