Туркменистан угрожает запретить двойное российско-туркменское гражданство, чтобы добиться от России экономических уступок, уверен заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин
Переговоры между Россией и Туркменистаном по проблеме обладателей двойного гражданства зашли в тупик: Ашхабад не соглашается на предложенные Россией компромиссы и вынуждает обладателей двойного гражданства отказаться от одного из паспортов. Если страны не решат эту проблему в ближайшее время, уже с 10 июля более 130 тысяч россиян окажутся в полубесправном положении.
Почему туркменские власти выступают против российского гражданства, "Голосу России" рассказал заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.
- Почему власти Туркменистана настаивают на отказе именно от российского гражданства и не идут ни на какие компромиссы?
- Во-первых, нынешнее политическое руководство Туркменистана склонно рассматривать всех граждан республики как своих безраздельных подданных. Нахождение на территории страны людей с двойным гражданством для Ашхабада всегда - и при Сапармурате Ниязове, и при Гурбангулы Бердымухамедове - рассматривалось в качестве угрозы, вызова, проблемы, от которой надо избавиться любыми средствами.
Людей, принадлежащих к любой этнической группе - как к титульной, так и к меньшинствам, в Ашхабаде склонны рассматривать как подданных, которыми руководство страны может распоряжаться по своему усмотрению, и в лояльности которых оно не должно сомневаться.
Другой вопрос в том, что для Ашхабада это элемент торга с Москвой по некоторым другим вопросам, касающимся в первую очередь экономического сотрудничества. Ашхабад заинтересован в том, чтобы вернуться к прежним объемам газа, который закупался Россией несколько лет назад по самым высоким ценам, которые были установлены Туркменистаном для внешних покупателей, это очень выгодный для Ашхабада контракт.
До мирового кризиса, до того, как произошло резкое снижение энергопотребления в Европе, он был выгодным и для России, для "Газпрома". Но сейчас ситуация изменилась, а Ашхабад заинтересован в том, чтобы Россия увеличивала объемы закупок газа, пошла на экономические уступки и косвенно спонсировала туркменскую экономику.
- Какие возможны варианты решения проблемы?
- Пока никаких вариантов не просматривается. Вопрос двойного гражданства для обладателей туркменских и российских паспортов в ближайшее время, скорее всего, не решится. Во-первых, в силу того, что туркменская сторона демонстрирует в последнее время абсолютную неуступчивость, она не слышит аргументов России.
В частности, Ашхабад не склонен прислушиваться к тому, что он нарушает международные нормы, отказываясь от двойного гражданства и ратифицировав соответствующие документы, не дождавшись их ратификации российской стороной. Он действует односторонне, нарушая действующие международные нормы.
Такое, мягко говоря, вольное обращение с международным правом для Ашхабада является своеобразным родовым признаком. Надеяться на то, что, приводя разумные доводы, апеллируя к здравому смыслу и международному праву, Россия сможет добиться изменения позиции Туркменистана, было бы наивно.
Остается либо уступить и сделать вид, что все, что происходит в Туркменистане, - проблемы граждан этой страны, чего Россия не может себе позволить, либо удовлетворить экономические запросы Туркменистана, дать ему денег. Это тоже проблематично: Россия не может постоянно исполнять в двустороннем партнерстве с туркменскими друзьями роль "дойной коровы".
- На поиск приемлемого для обеих сторон решения остается мало времени - до 10 июля, именно тогда истекает срок, до которого гражданам Туркменистана разрешено выезжать за рубеж по загранпаспортам старого образца. Потом надо будет предъявлять справку об отсутствии двойного гражданства. Может быть, обладателям двойного гражданства отказаться от туркменского паспорта и переехать в Россию?
- Если руководство России не посчитает возможным закрыть глаза на предстоящие проблемы, трагедии десятков тысяч своих граждан в Туркменистане, не пойдет на удовлетворение требований Ашхабада, тогда необходимо срочное принятие мер, чтобы эти десятки тысяч человек могли реализовать свое право остаться полноценными гражданами Российской Федерации. Для российского государства, для бюджета это не составит больших проблем.
- 130 тысяч человек - не так много?
- С точки зрения великой державы, на роль которой претендует Российская Федерация, этот вопрос решаем. Была бы политическая воля.
- Власти Туркменистана исходят из своей новой Конституции, которая запрещает двойное гражданство. А старая Конституция разрешала иметь его?
- Да, соответствующие соглашения были подписаны еще на заре существования Туркменистана как суверенного государства, после распада Советского Союза. Конституция для Туркменистана является высшим государственным законом. Туркменистан как суверенное государство вправе писать собственную Конституцию, изменять ее, вносить какие угодно нормы.
Но есть международное право, и оно не признает обратной силы для законодательства, даже для Конституции. Люди, которые получили российское гражданство в период с декабря 1993 года, когда Москва и Ашхабад заключили соглашения о двойном гражданстве, до 2003 года, когда эти соглашения были расторгнуты, не могут быть принуждены к отказу от одного из двух гражданств. Это международные нормы, и вытирать о них ноги не должно быть позволено никому.
Правила комментирования
comments powered by Disqus