Ташкент и Пекин выступают с единых позиций по ключевым вопросам глобальной повестки дня. Бахром Ашрафханов убежден, что альтернативы стратегическому партнерству у Ташкента и Москвы нет. Фото предоставлено посольством Узбекистана в России.
Узбекистан в последнее время заметно активизировался на различных направлениях: он выстраивает стратегические отношения с Китаем, США, Россией, налаживает связи с Афганистаном. В Средней Азии республика явно претендует на роль регионального лидера. Об этом и многом другом посол Республики Узбекистан в РФ Бахром АШРАФХАНОВ рассказал обозревателю «НГ» Виктории ПАНФИЛОВОЙ.
– После встречи президентов РФ и Узбекистана Владимира Путина и Шавката Мирзиёева прошло почти полгода. Что изменилось за это время в двусторонних отношениях? Что превалирует в диалоге: политика или экономика?
– Состоявшийся 4–5 апреля исторический по содержанию государственный визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Москву придал мощный импульс узбекско-российскому взаимодействию практически на всех уровнях по всем актуальным направлениям – это и политические контакты, торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, расширение культурно-гуманитарных связей.
Как следствие – рост активности узбекских и российских компаний, для которых госведомствами на согласованной основе существенно облегчены и упрощены соответствующие регулятивные режимы, в десятки раз увеличилась интенсивность взаимных визитов предпринимателей двух стран. Выделяется уровень военно-технического сотрудничества, оно стало более глубоким, качественным: оборонные ведомства двух стран сформировали совместный план взаимодействия, нацеленный на укрепление стабильности в Центральноазиатском регионе.
– Трудовая миграция является одним из сложных вопросов во взаимоотношениях Москвы и Ташкента. Намерена ли узбекская сторона принять меры для сокращения потока мигрантов в Россию?
– Активизация и рост потоков трудовой миграции является характерной чертой сегодняшнего глобализированного мира, и Узбекистан не исключение. Соответственно о каких-либо намерениях или административных мерах властей Узбекистана по сокращению потока граждан, выезжающих за рубеж, в том числе в Россию, и речи быть не может, так как никто не вправе безосновательно ограничивать людей в их желании мигрировать в другие страны.
Другой вопрос, что можно и нужно предпринять, чтобы права и интересы граждан Узбекистана, временно пребывающих за границей, были максимально защищены. По поручению президента Узбекистана правительство реализует комплекс мероприятий, который, с одной стороны, направлен на максимальную информированность и юридическую грамотность наших граждан, готовящихся к отъезду, а с другой – на создание правовых и организационно-институциональных условий, гарантирующих социальную и трудовую защищенность наших граждан, работающих за границей.
Узбекистан и Россия накопили определенный опыт взаимодействия в сфере трудовой миграции, но основной системной проблемой все еще является отсутствие согласованного механизма организованного набора работников, в котором можно было бы предусмотреть четкие параметры прав и обязательств всех участников процесса.
Надеемся, что после визита Шавката Мирзиёева в Москву, в ходе которого в числе прочих были подписаны соглашения в сфере трудовой миграции – Межправительственное соглашение об организованном наборе (найме) граждан Узбекистана на территории России, а также Соглашение о взаимном учреждении представительств миграционных органов двух стран, ситуация изменится в лучшую сторону. Практическая имплементация этих документов не только позволит обеспечить защиту интересов иностранного работника (в данном случае гражданина Узбекистана), но и будет отражать интересы российских компаний и государственных учреждений.
– Известно, что Узбекистан намерен открыть в РФ новые генконсульства. А что еще делается для укрепления взаимосвязей, помощи людям?
– С учетом объявления 2017 года Годом диалога с народом и интересов человека реализуется комплекс организационно-технических, бытовых и правовых мер по совершенствованию консульской работы. Прием граждан осуществляется и в неприемные часы, то есть «до последнего посетителя». Организовано телефонное консультирование граждан. Налажена переписка по принципу «вопрос–ответ» через электронную почту. Сотрудники консульского отдела выезжали в регионы России для обслуживания граждан Узбекистана на местах – в Калининград, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Астрахань, Воронеж. Наши сотрудники не раз участвовали в судебных процессах и способствовали вынесению справедливых решений в отношении граждан Узбекистана.
– В СМИ сейчас обсуждается вопрос о введении загранпаспортов в Узбекистане. Как это скажется на взаимных поездках граждан?
– В целях создания благоприятных условий для населения, упрощения порядка выезда за границу президент подписал специальный указ, согласно которому с 1 января 2019 года отменяется стикер разрешительных записей для выезда за границу и вводятся биометрические паспорта граждан Узбекистана.
– Ташкент всегда выступал за развитие сотрудничества с партнерами в двустороннем формате, не слишком доверяя многосторонним союзам. Можно ли ожидать изменений в таком подходе, тем более что Узбекистан хотели бы видеть и в ОДКБ?
– Позвольте не согласиться с такой постановкой вопроса. Наша страна последовательно и прагматично исходила из своих национальных интересов, которые ни для кого не секрет, и мы открыто говорили, в чем они заключаются. Если многосторонний формат не противоречит нашим фундаментальным государственным интересам (Концепции внешней политики) и эффективен на практике, то Узбекистан принимает участие в нем – ООН, СНГ, ШОС, ОИС, Всемирная туристическая организация и другие организации, в которых эти критерии соблюдаются.
Что же касается ОДКБ, то здесь о позиции Узбекистана совсем недавно в ходе прямой линии предельно ясно высказался министр иностранных дел Абдулазиз Камилов: «Вопрос возобновления участия нашей страны в ОДКБ в повестке не стоит… Мы остаемся верными принятой доктрине. При этом перспективы нашего двустороннего и многостороннего сотрудничества с Россией огромны.
Это сотрудничество в политической, экономической и культурно-гуманитарной областях. У нас будет продолжаться взаимодействие в вопросах региональной безопасности. На международной арене мы часто поддерживаем кандидатуру России в различных международных организациях, прежде всего в ООН. Естественно, мы испытываем и поддержку России…»
– Региональная безопасность, поддержание стабильности – одна из самых насущных тем политической повестки вашей страны. Как Ташкент противостоит угрозам, исходящим из Афганистана?
– В январе 2017 года по поручению президента Шавката Мирзиёева глава МИД Абдулазиз Камилов совершил официальный визит в Афганистан. Во время визита он заявил, что Узбекистан больше не будет смотреть на Афганистан исключительно через призму угроз безопасности. Благодаря политической воле руководства Узбекистана и Афганистана отношения между странами сегодня обрели совершенно новую динамику и характер, что проявляется в активизации сотрудничества в политической, торгово-экономической, транспортно-коммуникационной и культурно-гуманитарной сферах в реализации различных взаимовыгодных региональных энергетических, инфраструктурных и транспортных проектов.
Создание должности специального посланника президента по Афганистану стало еще одним свидетельством того, что Узбекистан хочет поднять двусторонние отношения на качественно новый уровень. Узбекистан готов играть более активную роль в международных процессах, связанных с достижением мира и стабильности в Афганистане.
– Одним из ведущих игроков в Центральной Азии стал Китай. Насколько верно утверждение о том, что влияние Китая усиливается до доминирующего в регионе, а влияние России и США уменьшается?
– В основе внешнеполитического курса Узбекистана – обеспечение суверенитета, укрепление роли в международной политике. Сотрудничество между Узбекистаном и Китаем развивается последовательно. Визит президента Шавката Мирзиёева в эту страну стал знаковым в укреплении партнерства по приоритетным социально-экономическим вопросам. В дополнение к заключенным ранее важнейшим договорам, создавшим прочную базу для развития взаимоотношений, был подписан ряд не менее важных соглашений, затрагивающих практически все сферы политико-экономической жизни.
У Узбекистана и Китая схожий подход к различным вопросам. Мы придерживаемся принципов невмешательства во внутренние дела других государств, урегулирования возникающих конфликтов и противоречий мирным, политическим путем. Ташкент и Пекин выступают с единых позиций по таким ключевым вопросам глобальной повестки дня, как сохранение и поддержание мира и стабильности, противодействие угрозам международного терроризма, экстремизма, рациональное использование трансграничных водных ресурсов. Удобную возможность «сверять часы» по проблемам мирового и регионального значения предоставляют регулярные консультации внешнеполитических ведомств двух стран – на сегодня состоялось 15 подобных встреч.
Высокий уровень политического диалога создал устойчивый фундамент для развития торгово-экономических связей. Растущая экономика Узбекистана, его благоприятное географическое расположение, современные транспортные коммуникации, надежная стратегия по привлечению инвестиций повышают интерес к сотрудничеству у деловых кругов Китая. Результат налицо: за прошедшие годы КНР стала одним из ключевых экономических партнеров нашей страны, крупным инвестором и заинтересованным участником осуществляемых в Узбекистане программ по структурному преобразованию и модернизации экономики.
По итогам 2016 года объем взаимного товарооборота составил 4,2 млрд долл. На рынке Поднебесной большим спросом пользуются произведенные в Узбекистане текстильная продукция, пластмассовые изделия, продукция аграрного сектора, экспорт которых стабильно растет. На территории нашей страны функционирует более 700 компаний и предприятий с участием китайского капитала. Но потенциал двусторонних отношений далеко не исчерпан. Мы работаем на расширение взаимодействия в энергетике, сельском хозяйстве, в сфере транспорта и других направлениях.
– В России пристально, надо признать, не без ревности следят за взаимоотношениями Узбекистана с США. Есть ли основания для этого?
– Развитию сотрудничества с США мы придаем важное значение, что отражено в Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан. Наш текущие отношения отличаются комплексным, долгосрочным и многоплановым характером. Их основополагающим документом является Декларация о стратегическом партнерстве и основах сотрудничества, подписанная в марте 2002 года. В развитии двусторонних отношений необходим регулярный диалог на высшем и высоком уровнях. В феврале 2017 года президенты Узбекистана и США Шавкат Мирзиёев и Дональд Трамп обменялись посланиями в связи с 25-летием установления дипломатических отношений между двумя странами.
Главы государств вновь подтвердили приверженность последовательному углублению и динамичному развитию двусторонних отношений. Организуются взаимные визиты на различных уровнях, в ходе которых подтверждается готовность к дальнейшему укреплению узбекско-американских отношений на основе принципов взаимного уважения и доверия. Развивается торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество. В настоящее время успешный бизнес в Узбекистане ведут такие всемирно известные американские компании, как General Motors, Boeing, General Electric, CNH Industrial, Hyatt, Hilton, и многие другие.
При этом хочу напомнить положения Конституции Узбекистана, в которых, как и в докладах и выступлениях президента Шавката Мирзиёева, зафиксированы приверженность нашего государства к миролюбивой политике, неприсоединение к любым военно-политическим блокам, недопущение размещения военных баз и объектов других государств на территории Узбекистана и пребывания наших военнослужащих за пределами страны. Это должно способствовать тому, чтобы к Узбекистану в мире относились без подозрения.
Правила комментирования
comments powered by Disqus