Несколько дней назад президент Узбекистана Ислам Каримов заявил, что никто не сможет рассорить узбеков с киргизами и таджиками, несмотря на все имеющиеся разногласия.
«Эти проблемы касаются только нас, - сказал Каримов. - Но есть такие, кто хотят усилить противостояния между нами. И они советуют нам: «Вот они сделали такое против вас, вы тоже выступите с ответным ударом. И таких диверсантов-советчиков очень много. Возникает вопрос почему? Простой народ знает всё и больше нас. Дело в том, что в Центральноазиатском регионе проживает 5 суверенных государств, и мы уважаем их суверенитет и независимость, как уважаем себя. Если говорить о нашей религии - исламе, и вообще о наших ценностях - то нет пути и возможности, способной разделить нас.
Но есть силы со стороны, которые хотят внести свой вклад в разжигание розни между ними и понаблюдать за этим со стороны, думая, что в этой неразберихе мы будем заняты сами с собой, отстанем от развития, не будет поступать никаких инвестиций в Узбекистан, Кыргызстан или Таджикистан, во всю Центральную Азию. И мы станем попрошайками, сами не в силах производить свою продукцию, и будем вынуждены покупать их товары. Вы понимаете, о чём я, хорошо понимаете?
Что лежит в основе всего? Никто не называет их диверсионными силами. Они, видите ли, – помощники, посредники. Посредники, знаете, где нужны - на базаре, те, кто мирит торговцев между собой. А в политике посредники ищут только свои интересы. Я должен открыто заявить, что в этом регионе должен быть мир, взаимоуважение. Тысячи лет мы жили в мире в этом регионе с кыргызами, таджиками, туркменами и казахами. И никто не сможет нас разделить».
Ислам Каримов весьма искушённый политик и ничего просто так не говорит. Своё мнение о том, как следует понимать данное заявление узбекского лидера, высказал в беседе с корреспондентом ИА REX координатор региональных программ (старший научный сотрудник) Института востоковедения РАН Александр Князев:
«Высказывание президента Узбекистана о дружбе народов в регионе можно в целом отнести к дипломатической риторике, хотя, думаю, в нём содержится и посыл к руководству стран-соседей, прежде всего Таджикистана, где антиузбекские настроения устойчивы уже не первое десятилетие, имеют уже свою историю, и перманентно усиленно подогреваются режимом Рахмона.
Такого рода настроения есть и в Киргизии, они резко возросли после известного межэтнического конфликта на юге республики в июне 2010 года и также стали частью государственной политики.
Впрочем, в ситуации с Киргизией больше опасений вызывает не вероятность межгосударственного конфликта, а конфликта межэтнического.
Хотя межгосударственный аспект в отношениях РУз и КР также латентно присутствует, уже третий год как посол Узбекистана отозван из Бишкека и двусторонние отношения сведены к минимуму.
Делимитация границ – решение или угроза?
Очень настораживает реакция киргизской стороны на конфликт 5 января в районе анклава Сох. С одной стороны, есть и позитив - киргизские власти что-то делают по обустройству границы в этом районе, решают какие-то социально-экономические проблемы там, вроде взялись за достраивание объездной дороги вокруг анклава, хотя сделать это можно было, конечно, давно. Но с другой стороны, в высказываниях ряда киргизских политиков появилась после сохского инцидента агрессия именно в отношении Узбекистана как государства, что не исключает развития межгосударственного конфликта, где проблема анклава или вообще проблема границ может стать поводом. На фоне резко возросшего в последние годы "титульного" агрессивного национализма в Киргизии нынешняя риторика в Бишкеке не может не беспокоить.
Принято считать, что одним из источников напряжённости в Ферганской долине являются неделимитированные границы. Случай с анклавом Сох демонстрирует пример обратного: конфликт произошёл там, где граница уже описана. Получается, процесс делимитации не только не решает старые проблемы, а ещё и плодит новые. Тут есть два варианта.
Либо всем договориться и сделать границы открытыми друг для друга (что нереально в самой отдалённой перспективе), либо ввести настоящий пограничный режим. Но это создаст новые условия для криминальной и теневой экономики всех трёх сторон, которая в приграничье является основной, и вызовет, естественно, сопротивление.
И тогда уже западным проектировщикам управляемых конфликтов делать ничего не нужно будет, всё сделают криминал и коррумпированные госструктуры. По большому счёту, начинать надо с создания нормальных социально-экономических условий, чего нет ни в КР, ни в РУз, ни в РТ.
Третьи силы
Трудно сказать, кого имел в виду Ислам Каримов в своём недавнем выступлении, но рост напряжённости в Ферганской долине в значительной степени провоцируется и извне. Уже давно утвердившийся маркер – где возрастает активность прозападных неправительственных организаций, там жди нестабильности. Эта активность заметно возросла, по крайней мере, в таджикистанском и киргизстанском секторах долины. Очень характерна серия семинаров и тренингов для местных журналистов по тематике освещения конфликтов. Это уже очевидная подготовка к грядущему.
Одним из катализаторов конфликта может стать, например, активизация проекта строительства железной дороги, именуемой китайско-киргизско-узбекской, по маршруту Кашгар-Ош-Андижан, активно лоббируемой ангажированной частью киргизского истеблишмента. Понятно, что установление железнодорожного сообщения между Китаем и Ираном (а продолжение дороги ведёт именно туда) не в интересах США и их союзников. Не радует англосаксонских проектировщиков и российская активность, в частности по строительству ГЭС в регионе, а это ещё и совпадает с несогласием Узбекистана со строительством данных ГЭС... Серьёзный конфликт - самый простой инструмент противодействия.
Что дальше?
Думаю, ситуация вполне может развиваться по такому сценарию, когда в долину будет переброшено несколько десятков боевиков из Исламского движения Узбекистана (управляемого американскими и британскими спецслужбами). Именно для этого управления несколько месяцев назад в афганском Файзабаде (а это ближайший крупный город по отношению к горной части таджикско-афганской границы) была создана стационарная резидентура британской разведки МI-6, работающая на направлении Дарваз-Памир-Фергана.
Недавно спецслужбы РТ подавили группу таких боевиков в Матчинском районе Согдийской области, это север Таджикистана, уже рядом с Ферганской долиной. Коррумпированность пограничных и прочих силовых структур всех трёх государств легко позволяет подобное передвижение осуществлять.
Небольшая группа боевиков вполне способна спровоцировать межэтнический конфликт в открытой форме, где можно будет потом долго разбираться "кто начал первым", хотя, по сути, это будет неважно. Важно то, что в конфликт всеми силами будут втягивать ОДКБ, в первую очередь Россию, дабы расширить географию конфликта, ослабляя геополитических конкурентов - Россию, Китай, Иран...
В 2010 году российскому руководству хватило мудрости не ввязываться в киргизско-узбекский конфликт, несмотря на провокационные призывы тогдашнего киргизского руководства. Теперь, когда Узбекистан покинул ОДКБ, в Бишкеке и Душанбе очень рассчитывают на российское вмешательство в случае конфликта с Узбекистаном. И отказ России в этот раз будет означать окончательную дискредитацию ОДКБ и любых военных союзов с Россией. Но и в одиночку вмешиваться для России нельзя. Ситуация требует вмешательства. Но пока сугубо политического, это могла бы быть, например, инициатива по мониторингу ситуации в памиро-ферганском регионе со стороны ШОС, китайцы активничают в региональной экономике, пусть позанимаются и вопросами безопасности».
Автор: Князев Александр
Источник:http://kyrgyztoday.kg
Правила комментирования
comments powered by Disqus