В Кыргызстане отмечен рост цен на ГСМ и уголь. Звучат опасения, что рост продолжится. Действительно ли это так? Как изменились цены за последние несколько месяцев и почему? На эти и другие вопросы «Азаттыка» ответил начальник Северного межрегионального управления Министерства экономики Зайнидин Жумалиев.
Жумалиев: Есть данные мониторинга с 8 сентября по 23 ноября. По республике бензин марки АИ-80 подорожал на 2 сома 12 тыйынов. Например, 8 сентября бензин этой марки стоил 35,36 сома. Это средняя цена по республике. На 23 ноября цена составляет 37,48 сома. В срезе регионов, например, в городе Бишкеке бензин подорожал на 70 тыйынов. На столько же поднялась цена на бензин этой марки в Иссык-Кульской и Нарынской областях. В Таласской области повышение составило 1 сом 90 тыйынов. В Баткенской области бензин подорожал на 2 сома 50 тыйынов, а в Джалал-Абадской области – на 2 сома 20 тыйынов.
«Азаттык»: А что происходит с ценами на бензин других марок?
Жумалиев: И 92-й тоже, если сегодня он стоит 40,6 сома за литр, 8 сентября стоил 38,6 сома. То есть, бензин этой марки подорожал на 2 сома. По республике подорожание составило в среднем на 1,7 сома. Это результаты мониторинга с 8 сентября по 23 ноября. Подорожание есть.
«Азаттык»: А в чем причина?
Жумалиев: Около 1 миллиона тонн ГСМ мы берем у России через «Газпром». Наша потребность – около 1,3 миллиона тонн. 1 миллион тонн поставляет «Газпром». Кроме того, у нас есть нефтеперерабатывающий завод «Джунда», расположенный в городе Кара-Балте. Там производится около 300 тысяч тонн бензина. Из-за того, что основной объем ГСМ поставляется из России, цены у нас зависят от них. К этой цене добавляются транспортные расходы, есть еще накладные расходы «Газпрома» в размере 10-12%. Россия продает этот 1 миллион тонн без пошлины. С пошлинами цены были еще выше.
«Азаттык»: То есть, у нас дорожает бензин, потому что в России растет отпускная цена на него?
Жумалиев: Да. Это явление повторяется из года в год. Но значительного повышения цены нет. Цены повысились от 70 тыйынов до 2,1 сома.
«Азаттык»: В ближайшей перспективе еще возможно повышение?
Жумалиев: Основной дефицит и рост цен приходятся на осень. Потому что в это время года идет сбор урожая. Мы далеки от того, чтобы говорить, что цены расти не будут. Но, по данным из России, возможно, подорожание будет на 2-3%. Ну, а пока цены стабильные.
«Азаттык»: Спасибо, расскажите теперь про уголь. Насколько он подорожал, в процентах?
Жумалиев: Тот же каракечинский уголь в октябре в Бишкеке стоил 3600 сомов, сейчас – 4200 сомов. В Иссык-Кульской области цена составляет 4300 сомов. В Нарынской области, именно там добывается уголь, он стоит от 3000 до 3500 сомов. В Таласской области уголь чуть дороже – 5300 сомов. В Чуйской области в среднем тонна угля стоит 4300-4500 сомов, в Джалал-Абаде – 4600 сомов. Дорогой уголь в Оше и одноименной области – 6000-6300 сомов. Но самый дорогой - в Баткенской области. Там цена достигает 6400 сомов за тонну. В среднем, по республике цена составляет около 5 тысяч сомов.
«Азаттык»: Как обстоят дела с поставками угля из Казахстана?
Жумалиев: Годовая потребность Кыргызстана в угле составляет 2,3 миллиона тонн. Около 2 миллионов мы покупаем на внутреннем рынке. Это уголь из разрезов Кара-Кече, Турук, Джиргалан. Также около 1 миллиона добывается в Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областях. Около 350-400 тысяч тонн мы покупаем у Казахстана. Как-то же был ажиотаж, слухи, что нам не отпускают уголь. Но с тех пор мы получили из Казахстана 180 тысяч тонн угля. Нам надо еще закупить около 200 тысяч тонн.
Угрозы дефицита угля нет. Если раньше мы у себя добывали 1,8 миллиона тонн, то в этом году планируем добыть около 2 миллионов тонн.
«Азаттык»: А если сравнивать с прошлым годом, как изменились цены?
Жумалиев: Уголь подорожал на 10-12%.
«Азаттык»: Причины?
Жумалиев: В прошлом году у нас не было проблем с Казахстаном. Мы импортировали больше угля. А в этом году на ТЭЦ поставляется, а частники экспортируют меньше. Поэтому многие пользуются местным углем. Но доставка угля автомобильным транспортом из Кара-Кече дорогая.
«Азаттык»: Получается, за счет роста цен на ГСМ могут вырасти и цены на уголь?
Жумалиев: Цепочкой растут цены и на уголь. Но мы далеки от того, чтобы говорить, что будет значительный рост. В первое время мы сильно опасались, что тонна угля может вырасти до 6-7 тысяч сомов. Но, слава богу, цены такие, какие есть сегодня.
Правила комментирования
comments powered by Disqus