В Узбекистане продолжаются масштабные реформы, которые меняют практически все сферы жизни. Страна переживает интересное время. На фоне происходящих изменений растёт интерес не только к процессам внутри страны, но и к тому, как страна меняет свою внешнюю экономическую политику. В частности, бизнес, активное население пытаются прогнозировать возможные плюсы и минусы вступления страны в Евразийский экономический союз. Такой шаг, с учётом масштаба и потенциала узбекистанской экономики мог бы серьёзно изменить деловой климат региона.
Repost.uz попросил шеф-редактора информационного агентства REGNUM Григория Михайлова поделиться его прогнозом, как и в какую сторону может измениться ситуация в республике, если она примет решение вступить в ЕАЭС.
Как Вы считаете, вопрос вступления в Евразийский экономический союз – это вопрос в большей степени идеологический, геополитический или экономический? И почему?
В первую очередь экономический, поскольку в основном эта организация помогает решать задачи развития и сопряжения экономик стран-участниц Союза. Вступив в ЕАЭС, Узбекистан получит возможность (но не гарантию!) решить ряд вопросов как экономического, так и политического характера, что, несомненно, окажет влияние и на геополитический расклад в регионе.
Что представляет собой ЕАЭС? В чём выгода сотрудничества в ЕАЭС стран Центральноазиатского региона?
Сейчас ЕАЭС представляет собой экономическое объединение из 5 стран бывшего СССР, которые решили снять часть барьеров между собой, упростить между собой прохождение товаров и трудовых ресурсов, чтобы создать для своих экономик более удобные условия и повысить их конкурентоспособность на внешнем рынке.
В чём разница между вступлением в ТС и между вступлением в ЕАЭС?
«ТС» – «Таможенный союз» – так экономическое объединение называлось с 2009 года. С 2015 года ТС трансформировался в новое объединение – Евразийский экономический союз (ЕАЭС). С тех пор «ТС» как организации не существует, вступить можно только в ЕАЭС.
Сейчас в рамках экономического союза между членами объединения свободно (или с частичными ограничениями) перемещаются товары и рабочая сила. В перспективе, не ранее 2020-25 года, общим может стать рынок услуг и финансов.
Почему некоторые зарубежные страны видят в этом угрозу ресоветизации региона?
Потому что совместная торговля сближает страны. Если вы с соседом по улице успешно ведёте бизнес, ваши дети вместе пекут хлеб и продают в городе, то конкурентам с другой улицы это может не понравиться. Если серьёзно — у России есть «зарубежные партнёры», которые будут рады ограничить её влияние и возможности. Любой проект, в котором она участвует: строительство газопроводов, помощь в модернизации армии, антитеррористическая кампания в Сирии, торговый союз в Евразии — все будет критиковаться теми, кто не желает усиления самой России и её союзников.
Россия не ставит себе целью создание СССР в прежнем его виде. Её интерес в Средней Азии известен. Первое – это обеспечение безопасности в регионе так, чтобы отсюда не исходили угрозы терроризма, религиозного экстремизма, нарастающего наркотрафика и контрабанды оружия. В Москве понимают, что любой крупный кризис в Средней Азии сильно ударит по самой России, поэтому прикладывают усилия, чтобы ситуация в странах Средней Азии оставалась стабильной. Второе – это поддержание тесных экономических и культурных связей, взаимная торговля, поддержка русского языка.
Нужно ли Узбекистану вступление в ЕАЭС, на Ваш взгляд?
Однозначного ответа тут дать нельзя. Участие в ЕАЭС не даёт гарантию успеха, это лишь возможность, шанс, которой можно воспользоваться и извлечь пользу. Вступление в Евразийский союз потребует значительных сил для адаптации к условиям, улучшению качества узбекских товаров так, чтобы они могли соответствовать требованиям Союза и успешно проходить сертификацию. Однозначно можно сказать, что в случае вступления заметно упростится положение узбекских мигрантов в России. Их права и возможности существенно расширятся: станет проще оформлять документы, устраиваться на работу, лечиться и устраивать детей на учёбу в России.
Опишите два варианта развития событий: первый: что будет, если Узбекистан вступает в ЕАЭС?
Сначала будут идти длительные переговоры, на которых стороны будут согласовывать условия участия. При этом Ташкенту придётся вести разговор не только с Москвой, но и с Астаной, Бишкеком, Ереваном, Минском. Будет дан определённый период, в течение которого Узбекистан должен будет адаптировать пограничную инфраструктуру, а также законодательство к требованиям ЕАЭС. Среди прочего могут возникнуть вопросы по состоянию ветеринарии и ветлабораторий. Чтобы узбекские органы могли выдавать сертификаты, признаваемые на прочем пространстве ЕАЭС, потребуется вложить деньги и силы. Неизбежно возникнут споры и дискуссии о том, насколько подобный шаг нужен или нет. Аргументов «за» и «против» будет более чем достаточно.
Спустя некоторое время границы будут открыты, а узбекские фермеры смогут поставлять свои фрукты-овощи на рынки ЕАЭС с меньшим числом препятствий, чем сейчас.
Узбекистанцы, работающие сейчас в России, смогут беспрепятственно устраиваться на работу, а также отправлять своих детей в местные школы и больницы.
Вариант второй: если не вступает?
Все остаётся по-прежнему. Узбекистан торгует с ЕАЭС в статусе внешнего торгового партнёра. Узбекские мигранты в России постепенно уступают рабочие места мигрантам из Киргизии, поскольку последних на работу будет брать проще.
Отмечу, силой в ЕАЭС никто никого не загонял и не загоняет — хотите льготные условия торговли с Россией — вступайте. Не хотите — живите сами по себе и развивайтесь самостоятельно. Это тоже вполне допустимый вариант.
Если Узбекистан вступит в ЕАЭС, сколько потребуется времени на то, чтобы его экономика адаптировалась к новым реалиям и ускорила своё развитие?
Сложно сказать точно. Длительность зависит не только от стартовых условий, но и от того как быстро будет реализовываться необходимый комплекс мер. Подготовка к вступлению может потребовать от года до нескольких лет. Адаптационный период внутри Союза может продлиться более года.
Как скажутся на экономике Узбекистана потери таможенных пошлин из-за вступления в Евразийский союз?
Скорее всего, потери таможенных пошлин не будет. В ЕАЭС действует иная система сбора и распределения данных средств. Все страны-участницы при ввозе и вывозе товаров на территорию Союза взымают одинаковые пошлины, далее собранные на своих границах деньги перечисляются на общий счёт, а затем эти деньги, в соответствии с заранее достигнутыми договорённостями, делятся между странами-участницами. Доли зависят от размера экономик стран-участниц и объёмов импорта из третьих стран.
Основываясь на опыте Киргизии, вступившей в ЕАЭС менее 2 лет назад, можно предположить, что в случае вступления Узбекистана в Союз объёмы поступлений в бюджет должны остаться на прежнем уровне, либо вырасти.
Рост может стать последствием двух факторов:
- В ходе переговоров при вступлении в Союз Ташкент может попытаться добиться выделения больше доли при разделе общей суммы собранных средств.
- Само вступление в ЕАЭС, если это мероприятие будет проведено грамотно, последовательно и без лишней спешки, может стимулировать торговлю и производство в самом Узбекистане, увеличив, таким образом, сборы налогов и пошлин.
Существуют ли угрозы экономических конфликтов с соседними странами, если Узбекистан примет решение вступить в ЕАЭС? Какие условия необходимо оговорить заранее, чтобы избежать экономических конфликтов?
Участие в ЕАЭС вряд ли может стать причиной для конфликтов. Вступив в Союз, Узбекистану потребуется изменить свои таможенные пошлины, прировняв к действующим в ЕАЭС. Могут измениться определённые схемы взаимодействия с внешними торговыми партнёрами.
Потенциальные выгоды и риски, их перечень и соотношение требуют тщательного анализа, проводимого узбекскими экспертами.
В то же время хочу подчеркнуть, что ЕАЭС не является 100% гарантией успешности интеграции. ЕАЭС – это не подарок, не гарантий, а, как я уже отметил, шанс. Чтобы добиться успеха, участвуя в Союзе, необходимо оперативно решать возникающие проблемы, адаптируя экономику и законодательство к новым реалиям и правилам. В ЕАЭС Узбекистану потребуется гибкость и максимальная оперативность в модернизации экономики, повышении конкурентоспособности отечественных производителей, в решении логистических задач.
Есть ли вероятность наступления кризиса ЕАЭС? При каких условиях может возникнуть кризис? Если кризис не грозит, то почему?
Кризис может грозить любой организации — от потрясения не застраховано ни одно из региональных экономических или политических объединений в мире. ЕАЭС не исключение. Организация может прекратить своё существование в случае серьёзного изменения ситуации — например крупномасштабных военных действий. Сам ЕАЭС будет существовать до тех пор, пока будет выгоден его членам. Далее — либо организация эволюционирует в ещё более тесный союз, объединяющий не только рынок товаров и рынок труда, но и, например, денежную систему (наподобие Евросоюза, например).
Предположу, что в ближайшие годы ЕАЭС вряд ли сильно изменится. Сейчас задача Союза — повысить эффективность взаимодействия между его членами, так, чтобы страны входящие в него могли извлекать от участия ещё больше пользы.
Правила комментирования
comments powered by Disqus