Сегодня в среднеазиатских республиках, в Таджикистане в том числе, говорить о многоженстве можно с разных точек зрения. Не берусь судить о соседних государствах, но у нас в стране многоженство уже никого не удивляет (как несколько лет назад и вызывало разные чувства от возмущения до зависти).
Скорее всего, сегодня назрел гамлетовский вопрос «быть или не быть» многоженству. Помню, лет пять-шесть назад о единичных случаях многоженства писали мои коллеги-журналисты независимых изданий, потом тема как-то сама по себе «закрылась». По всей видимости, в связи с тем, что понятие вторая жена» может и с неким «трением» под влиянием общества, но все же «прижилось» в таджикском сознании и стало чем-то обыденным.
О многоженстве, как пороке, и даже уголовно-наказуемом правонарушении вновь заговорили в связи с делом Зайда Саидова. Хотя справедливости ради надо сказать, что большого осуждения в этом вопросе со стороны общества и СМИ не было. В принципе, наличие второй и даже третьей, или даже четвертой жены для состоятельных людей (как объяснила мне знакомая) - это так же нормально, как иметь дорогую машину, десятки голов скота, и пару крепких домов.
Уголовный кодекс РТ за статью многоженство предусматривает наказание в виде выплаты штрафа в размере от одной до двух тысяч показателей для расчётов, или исправительные работы сроком до двух лет, либо ограничение свободы на срок до пяти лет, или арест на срок от трех до шести месяцев.
С начала года в самом большом регионе Согда и республики в целом, Б.Гафурове было зарегистрировано несколько случаев возбуждения уголовного дела в отношении жителей района за многоженство. Однако, почти все случаи были не из рода выявленных со стороны правоохранительных органов, а так сказать случайными. В ряде случаев в прокуратуру заявляла либо первая жена, узнавшая о «похождениях» мужа, либо обидевшаяся на что-то вторая супруга.
Один из сотрудников прокуратуры на правах анонимности рассказал, что не всегда принимает «жесткие» решения в ходе следствия в отношении мужчины-многоженца, так как сам являясь мусульманином понимает, что в принципе «виновный» не совершил «большого» греха, в данном случае преступления.
В интервью «Авеста» представитель одной из неправительственных организаций, функционирующих в Согде Мунира Абудллаева поделилась, что в настоящее время в РТ насчитывается более 300 тыс. незамужних девушек.
«При нашей сегодняшней жизни, когда почти 70 процентов мужского населения выехало в трудовую миграцию, и 20 процентов из них имеют в России жен (пусть и неофициально), решить проблему с замужеством очень трудно», - признается собеседница. По ее мнению многоженство необходимо узаконить, так как понятие вторая жена становится обыденностью.
«Если девушка не была замужем, и ей уже далеко не 18-20 лет, почему она должна обязательно выходить за разведенного либо вдовца, либо за того, кто «не мил»?. Ведь она вполне может стать второй женой у нормального мужчины, вполне состоявшегося. Думаю, что на сегодняшний день у многих девушек нет выбора, и они становятся вторыми женами, даже если муж намного старше. Но ведь при этом надо учитывать, что он, как правило, обеспечивает ее всем необходимым. Весь вопрос в моральной стороне. Но цена вопроса время. Именно по прошествии времени наше общество придет к многоженству, как естественному фактору»,-убеждена Абдуллоева.
Известный общественный деятель Геннадий Набиев считает, что если раньше государство могло обеспечить мать-одиночку всем необходимым, и она имела социальный статус и гарантированную соцзащиту, то теперь ситуация в корне изменилась, и не в ее пользу.
«Если мужчина берет женщину во вторые жены, а уж тем более с ребенком и даже не с одним, то по шариату насколько мне известно, это считается благим делом. Но здесь речь идет о полном обеспечении женщины и детей, а не так как у нас порой бывает: взял вторую жену, пожил и …бросил, чтобы женится на другой, - это уже ни в какие рамки не входит»,-резюмирует Набиев.
«Вот посмотрите на те страны Востока, где многоженство разрешено Законом, ведь в таких странах меньше преступности, меньше социальных бед. Просто там, если мужчина взял женщину во вторые или третьи жены, он обязан содержать ее, даже если даст ей «се талок» (развод по шариату). Поэтому я считаю, что пришло время пересмотреть многоженство, как правонарушение. Ведь мы живем в стране, более 90 процентов населения которой составляют мусульмане, а ШАРИАТ, как известно позволяет мусульманину иметь до четырех жен, если он в состоянии их содержать»,-заключил Набиев.
Однако, кроме сторонников многоженства есть и «против». К примеру, руководитель Общественной организации « Диер» Согдийской области Бахри Абдурахманова считает, что быть второй женой у кого-то это унижение для женщины.
«Думаю, что жена должна быть у мужа одна при любом раскладе его материального достатка», - уверена собеседница. Может быть оно и правильно, что многоженство не разрешено на законодательном уровне, ведь мы (общество) ни в коем случае не готовы к этому. Возможно, наш менталитет еще не готов к тому, что мужчина может женится на второй, причем официально, после проведения всех исламских обрядов, несмотря на то, что многоженство уже привычный факт, ведь чтобы придти к институту многоженства, необходима подготовка - в первую очередь надо изменить сознание, ведь вторая жена - это свод обязанностей, а у нас порой бывает так, что мужчина не в состоянии прокормить одну жену и ребенка. А что будет, если Закон разрешит нашим мужчинам брать в жены вторых и даже третьих жен?! Нищета, дети, у которых разные мамы и один отец, раздор за его дом, деньги и так далее! Нет, к многоженству мы еще не готовы!
По мнению эксперта Тилава Расулзода, многоженство нужно рассматривать, как с положительной, так и отрицательной сторон.
«В -первых, многоженство, как явление, на мой взгляд, было порождено после 1990 года, когда началась повальная миграция», - считает Расулзода, отмечая, что немалый фактор в этом сыграла и гражданская война в республике.
«Причины многоженства - миграция, социальное неравенство и безработица»,-говорит собеседник, отмечая, что та же проституция могла быть во многом искоренена, если бы многоженство было официально принято на законодательном уровне.
Однако, как считает эксперт, наша республика, являясь по Конституции светским государством, в принципе никогда не пойдет на этот шаг. Ведь даже являясь самостоятельным государством, Таджикистан считается с мнением соседних стран.
«Если, допустим, что все-таки будет принят закон, разрешающий многоженство, то это, кончено же даст пример другим среднеазиатским государствам, где многоженство также процветает, как и у нас, но вопрос в том, что никто не хочет быть первым»,- резюмирует собеседник.
«Многоженство, решая одни проблемы, даст почву для других. Ведь по Шариату, мужчина должен обеспечивать все потребности женщины. Вопрос в том, как жены и дети многоженца будут решать между собой имущественные права? Эти споры, безусловно, породят новые проблемы, повлекут новые споры в обществе. Поэтому говорить о принятии многоженства на законодательном уровне не, целесообразно», - уточнил собеседник.
Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram
Правила комментирования
comments powered by Disqus