«Мы с мужем живем на 500 рублей в месяц. Из этих денег еще и детям помогаем квартиру строить. Поэтому такой магазин — просто палочка-выручалочка. Ткани натуральные, стоит все дешево», — говорит покупательница бобруйского магазина-«тюбетейки». Но магазинам с дешевым товаром из Средней Азии рады далеко не все, особенно это касается ипэшников, для которых они стали едва ли не основной проблемой. На «тюбетейки» неоднократно обращали внимание власти. Журналисты FINANCE.TUT.BY прошлись по магазинам с азиатским товаром.
Гомель: «Смотри, 9 рублей! Дешевле, чем в сэконде!»
В Гомеле есть как минимум два магазина с товарами из Средней Азии. Посреди панелек спального района на улице Сухого притаилось двухэтажное здание. На первом этаже здесь торгуют бытовой химией. На втором — магазин с многообещающей вывеской «Одежда для всей семьи. Недорого».
На пороге просторного торгового зала нас встречают продавец Наташа и смуглый Аташ. Сегодня и еще несколько дней он здесь за главного. Сами хозяева торговой точки — дяди Аташа Азамжон и Ойбек — уехали на родину: повидать жен и детей.
С самого утра в торговом зале пустынно, но ближе к 11.00 появляются первые посетители. Потом — еще и еще. Мама с дочкой разглядывают куртки.
— Ох, мы мою за 100 рублей купили. А тут по 60, — расстраивается девушка.
В это время кто-то уже шуршит в примерочной болоньевым лыжным костюмом.
В другом конце зала девочки-подростки примеряют яркие шапочки: «Смотри, 9 рублей! Дешевле, чем в сэконде!» — хихикают юные посетительницы.
Постельное белье по 35 рублей. Те, кто уже не первый месяц им пользуется, уверяют: качество, не в пример цене, высочайшее
Товар узбекские ИП возят в основном с московских оптовых рынков. Цены на вешалках такие: ветровки по 30 рублей, куртки из кожзама — 40, свитшоты — от 18 до 25 рублей. рубашки — от 10 до 15, брюки женские — 25 рублей, домашний трикотаж от 10 до 30, двуспальные постельные комплекты от 30 до 35 рублей. Качество — обычное китайское, не лучше, не хуже.
— Хозяева не делают большую накрутку. Живут за счет оборота, — объясняет продавец Наташа.
— Вот смотрите, с этой куртки мы имеем примерно 10 рублей — и это не чистыми, еще ведь есть аренда, налоги. Но ведь лучше продать пять таких курток за неделю и привезти пять новых, чем накрутить 100% и ждать, когда же кто-нибудь что-то купит. Можно сидеть, а можно шевелиться — это тяжелее, но по-другому не выжить, — посвящает в тайны бизнеса Аташ.
В этом деле он и его родственники уже лет 10. Сначала торговали в России. Говорит, вести бизнес там было проще: невысокие налоги, почти полное отсутствие проверок. Но проще — не значит безопаснее. Поэтому четыре года назад решили перебраться в Беларусь.
— Мы, когда в Брянске жили, после шести уже на улицу не выходили, а здесь можем спокойно гулять. Здесь люди другие — воспитанные. Из-за них и переехали, — признается Аташ.
Правда, говорит молодой человек, и в Беларуси бывало разное. Местные предприниматели не приняли азиатских конкурентов, с рынка их выжили: ребята пару лет скитались по райцентрам и вот наконец осели в Гомеле. Но очень боятся, что снова придется срываться с насиженного места. Аташ читал в интернете про возмущения белорусских ипэшников в адрес узбекских магазинов — и искренне недоумевает: ну почему к ним такое отношение?
— Пишут, что у нас документов нет. А как вы себе это представляете? Чтобы вот так в магазине торговать — и без документов? А если у нас дешевле, что же в этом плохого? Ведь в итоге все только в выигрыше: и хозяева, которые стараются копейку заработать, и покупатели, и государство, которому налог идет.
Молодечно: «На рынке то же самое продают, но в магазине дешевле»
В Молодечно три торговые точки с дешевыми товарами из Средней Азии, которые называют «тюбетейками». Один из них находится в центре города и называется «ZимаLето». Первое, что видим на входе, — надпись «минус 50 процентов на весь товар, кроме носков, трусов, подушек и одеял до 20.01». Сегодня последний день акции, людей в магазине достаточно — заняты все пять примерочных.
— На это тоже 50 процентов скидка? — спрашивает у продавца женщина с двумя кошельками в руках. Интересуемся, чем ее привлекает магазин.
— Только цены, качество нигде не устраивает. На рынке то же самое продают, но дело в том, что тут дешевле. Вот смотрите, кошельки по 18 и 25 рублей, — а так по 9 и 12,5 рубля выходит. В обычных магазинах скидок нет, — поясняет женщина.
Помещение магазина просторное — более семи рядов с одеждой. Самые дешевые вещи — носки. Обычные стоят 60 копеек, «носки теплые» — 1 рубль. Хлопковые трусы для мальчика обойдутся в 1 рубль, трусы мужские — в 3,5 рубля, «трусы женские маленькие» — в 1,5 рубля. За трусы «женские большие» нужно отдать 2,5 рубля, но товар разобрали — осталась только пустая полка.
Черный женский пуховик стоит 95 рублей, мужская куртка из кожзама — 40, черный женский свитер (в составе 70% хлопка) — 20. Джинсы детские продаются за 20 рублей, акриловый свитер на ребенка обойдется в такую же сумму. Женские ботинки, украшенные заклепками, стоят 65 рублей, кроссовки Reebok — 40 рублей.
Парни восточной внешности на вопрос, у кого из начальства можно взять комментарий, не отвечают и совещаются между собой на «другом» языке. После затянувшихся поисков контактов удалось все-таки найти контакты руководства.
— У нас все чисто, все в порядке. За время, что существует магазин, а это пять месяцев, сюда пришли все, кто только мог. Пожарные, налоговая, Госстандарт, таможенники, — объясняет по телефону Наталья Шпаковская, директор магазина. — Могу показать документы — все налоги уплачены в сроки.
При этом женщина не отрицает, что нарушения в ее магазине все-таки находят.
— Но мы их быстро устраняем. Например, Госстандарт проверял маркировку и выявил 86 единиц товаров без сертификатов. Но весь этот товар я завезла в дом-интернат, и у меня об этом есть соответствующая бумага. Госстандарт пришел повторно, и больше нарушений не нашел, — поясняет женщина.
Наталья рассказывает, что товары привозят из Москвы: «То, что я привезла без документов, сертифицировала здесь, в Минске. И это стоило мне больших денег, даже не сотни, а тысячи долларов».
По ее словам, в магазине работают три человека. Смотрим — в магазине сейчас явно больше работников. Помимо трех парней-азиатов, в магазине еще четыре консультанта. Одна из девушек видит, что журналисты фотографируют товары, подносит детские.
Однако в магазине висят вещи без опознавательных знаков. Рассматриваем олимпийку Adidas, на бирке указаны только цена и размер. Рядом располагается женская пижама без всяких этикеток. С внутренней стороны черным маркером выведено «15 рублей». Достаем первый попавшийся свитер — видим на нем только «Раван, 46 размер, 25 рублей». Женский розовый кардиган также оказался «чист».
Людей в магазине не убывает — видно, что на недостаток клиентов здесь не жалуются. Из «ZимаLето» выходит женщина с покупками. Зовут Ларисой.
— Сейчас купила джинсы мужу и себе пижаму. Обычно не хожу в такие магазины, только сегодня прочитала объявление о скидках, на остановке висело. Говорю родным: «Ну давайте съездим, посмотрим». Не знаю, как качество, но цена привлекает. Если есть скидки — точно сюда. А если нет, то на рынке все-таки можно поторговаться, — рассказывает женщина.
Еще одна женщина уходит из магазина ни с чем.
— По качеству нет сравнения, совсем плохо. Но те, у кого нет денег, идут сюда. Сама я случайно зашла, даже ничего не купила, — говорит пенсионерка Ирина.
Едем в аналогичный молодечненский магазин «4 сезона». На этот раз просто покупаем носки. Видим, что женщине, которая стояла впереди, чек не пробивают. Очередь доходит до нас.
— Носки, пожалуйста, — протягиваю банковскую карточку.
— Ой, извините, у нас только наличными, — слышим в ответ и уходим без покупки.
Тем временем на магазины-«тюбетейки» жалуются местные предприниматели.
— Рядом рынок, который еще пару лет назад кипел — все 320 мест были заняты. А сейчас только 20 предпринимателей осталось. Все идет по цепочке — вначале ушли вещевики, потом продавцы обуви. Из-за этого меньше людей стало приходить за покупками. Поэтому пострадали и остальные — даже те, кто занимается продуктами или строительными материалами, — говорит Дмитрий Запуняко, местный предприниматель, активист общественного объединения «Перспектива».
Мужчина рассказывает, что «тюбетейки» стали одной из причин, по которой на местных рынках остается все меньше и меньше коммерсантов. Дмитрий уверяет, что владельцы «тюбетеек» торгуют «с многочисленными нарушениями и без сертификатов».
— Там есть товары вообще без бирок. Подобная вещь не могла попасть в страну законно, — объясняет Дмитрий. — Информация, которая должна быть размещена на товаре, в том числе знак ЕАС, отсутствует. Да, кое-где есть товар с этикетками, но вызывает сомнение их подлинность.
Бобруйск: «Ткани натуральные, стоит все дешево»
В бобруйском магазине «Нишон» в этом году не было обновления ассортимента товара, владелец торговой точки ездил погостить на родину в Узбекистан. Однако тем, кто хочет бюджетно одеться или же купить всевозможную бытовую мелочовку, здесь есть из чего выбирать. Например, тонкие детские и мужские носки х/б здесь стоят всего 60 копеек за пару, их махровый вариант — 1 рубль. За джинсы, вне зависимости от модели и производителя, хозяин магазина просит 30 рублей, женские свитера предлагает по 15−20 рублей.
Мужскую рубашку из 100-процентного хлопка можно купить за 10 рублей, куртка из кожзама обойдется в 40 рублей. Представлен большой выбор детской одежды по ценам, которые действительно удивляют. Так, комплект из майки и трусиков на ребенка лет двух стоит всего 3 рубля. Ценники на одежде содержат информацию о том, что страной-изготовителем детской одежды является Узбекистан.
— Весь товар я привожу из России, — говорит владелец магазина, мужчина лет 35.
Вопросы конкуренции он старательно обходит стороной, добавляя, что в Беларуси ему жить и работать нравится.
— Да, часто бывают проверки. Но мне нечего скрывать — приходите, смотрите.
На отдельной полке стоят городские рюкзаки китайского производства по 15−17 рублей.
Рядом — дамские кошельки из кожзаменителя за 3−5 рублей. На центральном бобруйском рынке стоимость такой кожгалантереи начинается примерно от 10 рублей. Интересуемся, почему в магазине такие низкие цены.
— Потому что они (конкуренты. — Прим. ред.) хотят все пять пальцев в рот засунуть, — с восточным акцентом отвечает владелец магазина. — А мне достаточно одного.
Предприниматель говорит, что предпочитает ставить минимальную наценку на товар и живет за счет того, что продает гораздо больше трусов и носков, чем конкуренты.
Пока мы общаемся, в магазин то и дело заглядывают покупатели.
— Закрыто, приходите завтра, — говорит им хозяин.
Пенсионерка Валентина Сидорук бывает в этом магазине примерно раз в неделю. Покупает мелочь — носки и трусы.
— Мы с мужем живем на 500 рублей в месяц, еще и детям помогаем квартиру строить. Поэтому такой магазин — просто палочка-выручалочка. Ткани натуральные, стоит все дешево. Качество? Да как везде. Брюки спортивные мужу недавно купила за 15 рублей, на рынке такие стоят 25. Дома носить — как раз то, что нужно, — говорит женщина.
Барановичи: «Продажи у нас низкие, за день и 20 рублей можем не наторговать»
В магазине «Копейка» в Барановичах продается одежда для всей семьи. Но кроме одежды на полках в первом зале магазина можно найти еще и подушки (по 10 рублей) и полотенца (от 1,5 до 10 рублей).
Рядом с кассой стоят корзины с носками по 60 копеек, а на стене вывешены варежки и кошельки — по 5 рублей. Неподалеку висят сумки по 18 рублей, на полках рядом летняя и зимняя женская обувь по цене от 15 рублей. Детские кофточки стоят около 7 рублей, ползунки — около 12.
Во втором зале продается одежда для взрослых. По периметру комнаты и в центре нее размещены стойки, густо увешанные джинсами, футболками, свитерами, зимними и демисезонными куртками для мужчин и женщин. Стоимость женских джинсов стартует от 12 рублей, а за 30 нашлись даже экземпляры с маркировкой «ZARA» и «Lacoste».
Мужские пуховики стоят здесь от 50 рублей, женские — в среднем 70−80, свитер можно купить за 35 рублей. Часть стоек отведены под цветастые летние платья по цене от 10 рублей, а также яркие футболки по 5 рублей.
Футболки внимательно изучает пенсионерка, но вскоре покидает торговую точку, ничего не купив. Почти сразу же заходит мужчина средних лет — он ищет себе куртку. Быстро примеряет понравившийся вариант за 50 рублей и, не найдя своего размера, уходит. А в магазин уже успели зайти две девушки. Весело щебеча, они восторгаются низкими ценами на платья, быстро пробегаются между полками, показывают друг другу приглянувшиеся гольфы по 10 рублей и, так же радостно беседуя, удаляются без всяких покупок.
Но как только они покидают магазин, за ними снова заходит другая пенсионерка и принимается изучать детские кофточки и женское белье. Вскоре она подходит к кассе, где отдает за пару трусов 4 рубля.
— Мы можем позволить себе «играть» ценами благодаря тому, что у нас сеть магазинов. И даже несмотря на это, продажи у нас низкие, за день и 20 рублей можем не наторговать, — говорит владелец магазина «Копейка» Николай Макаров.
У него еще несколько подобных магазинов в других городах страны, и торговля во всех точках идет на одном уровне. Он поясняет, что если в 2014 году люди могли прийти в магазин за одной вещью и купить сразу три, то сейчас такое встречается редко — белорусы стали тратить деньги очень сдержанно.
— Продается очень мало товара. Поэтому, возможно, мы будем закрывать магазин и заниматься другим бизнесом, — делится планами предприниматель.
Николай Макаров уверяет, что давления на магазины со стороны властей не чувствуется: проверки есть, но ничего критичного он в них не видит. Да и недовольства со стороны других предпринимателей он не заметил.
Витебск: «Цены ниже конфиската»
Витрина на Московском проспекте в Витебске зазывает рекламой: «Модная одежда для всей семьи», «Территория низких цен». Перед входом стоит щит с надписью «ниже конфиската».
Ассортимент в витебской «тюбетейке» солидный, но качество многих вещей оставляет желать лучшего. Однако покупателя честно об этом предупреждают — на ценниках. Правда, очень мелкими буквами.
Так, на этикетке утепленных мужских спортивных брюк за 23 рубля написано: «Реализуется как товар, имеющий дефекты, выявленные в ходе первичной реализации (б/у), и неподлежащий маркировке в соответствии с требованиями ТР ТС 007/211». Еще ниже сообщается, что если потребитель обнаружит какой-то дефект, то магазин обязуется «обменять товар или расторгнуть договор купли-продажи».
Однако попадаются и добротные вещи. Например, полотенце из стопроцентного хлопка размером 70×140 см ярко-салатового цвета — всего за 10 рублей. На этикетке написано, что сделали его на Текстильном комплексе имени Великого Сапармурата Туркменбаши в городе Байрамали. Взяли полотенце, оплатили банковской карточкой.
Симпатичный бордовый шарф, в составе которого 30% хлопка, отдают за 12 рублей. Производитель — ИП «Глава крестьянского фермерского хозяйства Азрет Байкулов» из города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики.
Носки — по рублю. Женская обувь — сапоги, полусапожки — здесь стоят 30−50 рублей, мужские ботинки — 45 рублей.
Целый ряд с яркими покрывалами — они в основном по 12 рублей. Но в составе много синтетики. Утепленная женская жилетка — 22 рубля. Плюшевый халат — 25 рублей. Столько же — практически все кофточки.
Мужские майки предлагают по цене от 6 рублей, джемперы — за 25 рублей, куртки — за 60−90.
— Цены, по-моему, здесь ниже, чем на рынке. Похожу еще, поизучаю. Я вообще тут впервые, — говорит женщина, которая рассматривает джинсы для сына. — Ассортимент тут, на мой взгляд, неплохой. Но сравнить с рынком цены в этом магазине я не могу: давно там не была. Вот эта шапочка стоит 4 рубля. Считаю, недорого.
Правила комментирования
comments powered by Disqus