Рост производства опия достиг рекордного уровня
Опубликованный в ноябре Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) и Министерством по борьбе с наркотиками Исламской Республики Афганистан (ИРА) «Обзор производства опийного мака в Афганистане в 2017 году» в очередной раз высветил тревожную тенденцию дальнейшего роста производства опия в стране, которое увеличилось на 87% и достигло очередного рекордного уровня с начала проведения в 1994 году регулярного мониторинга наркоситуации– 9 тыс.тонн.
Беспрецедентные «результаты» нынешнего сезона объясняли рядом факторов. Рост производства опиатов связан главным образом с увеличением территорий, занятых посевами опийного мака в Афганистане. Их площадь возросла на 63% (с 201 тыс. до 328 тыс.га). Значительный рост наблюдался почти во всех районах, где занимаются культивированием мака. Только в одной провинции Гильменд площади посевов расширились на 79% или на 63,7 тыс.га, что составило около половины общего прироста по стране. В этой провинции мак стал возделываться на одной трети всех пахотных земель (в 2016 году – только на 20%).
Резкий рост посевных площадей под мак отмечался в провинциях: Балх – на 10 тыс.га (увеличение почти в 5 раз), Кандагар – на 7,5 тыс.га или 37%, Нимроз – на 6 тыс.га или 116% и Урузган – на 6 тыс.га или 39%. Лидером наркопроизводства в стране остался южный регион, на который приходилось в 2017 году 60% культивируемых площадей. Западный и северный регионы делили между собой второе (17%) и третье (13%) места.
Культивировать опийный мак начали и некоторые новые регионы, в результате чего количество провинций, свободных от этой наркокультуры, сократилось с 13 до 10. Не занимавшиеся возделыванием мака провинции Газни (более 20 лет), Саманган и Нуристан (не менее 10 лет) потеряли этот статус. Соответственно, количество провинций, затронутых культивированием мака, увеличилось с 21 до 24 (из 34).
Особенно сильно этот процесс затронул северный регион страны, где с 2014 года наблюдалось быстрое расширение посевов опийного мака. В трёх из семи провинций севера Афганистана (Баглан, Фарьяб и Сари-Пул) под мак были распаханы 574 га сельскохозяйственных угодий. В 2017 году только провинция Бамьян оставалась свободной от мака, а в других 6 – под эту культуру уже были отведены около 43 тыс. га. В провинции Джаузджан, граничащей с Туркменистаном, площади под мак выросли почти в 8 раз по сравнению с 2016 годом.
Продолжала ухудшаться ситуация вокруг мероприятий властей ИРА по выявлению, предупреждению и ликвидации посевов наркосодержащих растений. Правительственные отряды встречали всё более жёсткий отпор со стороны населения, что порой приводило даже к гибели сотрудников антинаркотических служб в ходе оперативно-профилактических операций. Во время последней по времени кампании погибли 6 человек и 8 получили ранения. В 2017 году уничтожение опийного мака проводили в 14 афганских провинциях, причём были ликвидированы посевы примерно на 750 га, что почти в 2 раза больше по сравнению с 2016 годом. Вместе с тем, доля затронутых правительственной кампанией площадей, занятых маком, не превысила 0,2 % всех используемых угодий.
Но более важным фактором стала высокая по сравнению с предыдущими годами урожайность опийного мака с гектара, составившая в 2017 году 27,3 кг против 23,8 кг в 2016 году (т.е. на 15% больше). Этому способствовали такие агротехнические достижения современного сельского хозяйства, как использование солнечных батарей для работы ирригационных систем, применение удобрений и пестицидов. В результате указанных мер культивирование опийного мака стало прибыльным бизнесом даже при неблагоприятных погодных условиях.
Эксперты ООН отмечают, что причиной массового распространения культуры опийного мака в Афганистане является целый спектр характерных для страны застарелых проблем, которые никак не удаётся решить. В первую очередь этому способствуют слабое социально-экономическое развитие сельских регионов, политическая нестабильность, недостатки в обеспечении правопорядка, массовое несоблюдение законности, коррупция, недостаточный государственный контроль, ограниченные возможности трудоустройства населения. Крестьяне в Афганистане не имеют доступа к торговым и финансовым рынкам, что побуждает их выращивать высокодоходный опийный мак.
По приблизительным подсчётам экспертов, доходы от производства опия в 2017 году составили примерно 1,4 млрд дол. или 7% ВВП страны (на 58% больше, чем в 2016 г.). Размер получаемых наркомафией прибылей является ориентировочным, т.к. он рассчитывается на основе оценки стоимости экспортируемых в соседние страны опиатов (прежде всего в Иран и Пакистан, в меньшей степени – в Центральную Азию).
Теоретически весь производимый в Афганистане опий может быть преобразован в морфин или героин на месте. В действительности значительная часть непереработанного опия вывозится контрабандой за пределы страны или находится в обороте на внутреннем рынке. Только 47-55% опия, производимого в Афганистане, предназначены для производства героина высокого качества (50-70% чистоты) или морфина. Исходя из этого соотношения, эксперты полагают, что в 2017 году из страны на внешний рынок поступили 320-530 т героина.
Очевидно, что рекордно высокие показатели производства опиатов, скорее всего, приведут к дальнейшему росту потока наркотиков из ИРА, что чревато негативными экономическими, экологическими и социальными последствиями, в первую очередь для самого Афганистана, одной из наименее развитых стран мира. Например, повышение доступности опия и героина приведёт к более активному употреблению наркотиков местным населением (по данным национального обследования от 2015 года, 2,5 – 2,9 млн афганцев время от времени принимали наркотики, а около 1,5 млн – являлись законченными наркоманами). Чрезмерная эксплуатация земель в связи с интенсивным культивированием опийного мака может нанести серьёзный ущерб природной среде в стране. Теневая экономика уже сейчас «разъедает» сельское общество во многих провинциях. По оценкам правительства ИРА, порядка 3 млн афганцев прямо или косвенно зависят от незаконных доходов от производства опиатов. Наркоэкономика тормозит развитие легальной экономики и усугубляет коррупцию, достаточно широко распространенную в полицейских и таможенных органах, а также среди политиков. В таких условиях сокращаются шансы на проведение честных выборов в парламент и органы местного самоуправления в Афганистане, запланированные на 7 июля 2018 года, а значит и шансы избавиться от коррупционных элементов во властных структурах страны. Следовательно, перспективы национального примирения в Афганистане становятся ещё более туманными.
Правила комментирования
comments powered by Disqus