Фильм «Смерть Сталина», который почти не показали в кинотеатрах Казахстана, стал своего рода проверкой на отношение к культу власти в нашей стране.
Почти не показали — потому что на это решился лишь один кинотеатр в Алматы. Остальные не рискнули. Черная комедия Армандо Ианнуччи в соцсетях спровоцировала несколько виртуальных баталий, но никто не захотел переносить их в реальность.
И дело ведь не в художественном качестве фильма, и даже не в самой личности Сталина как таковой. Дело в отношении к власти как к явлению вообще. Культ Сталина — лишь одно из проявлений этого особого отношения.
Почему мы так мыслим?
Такое восприятие действительности постсоветских людей контрастирует с мировосприятием жителей западных и европейских стран. К примеру, там в свое время никто не осуждал вышедшую на экраны в начале 2000-х черную комедию про другого политика мирового масштаба — Уинстона Черчилля. Не было тогда и малейших предпосылок для информационного шума вокруг личности Сталина, происходящего сегодня в России и Казахстане. Наше общество разделилось на два лагеря: одни не считают, что есть что-то предосудительное в высмеивании экс-вождя, другие продолжают «обожествлять» политика и полностью поддерживают запрет фильма в прокате.
По мнению социолога Есета Есенгараева, в Казахстане, как и других бывших странах СССР, люди сохранили приверженность культу Сталина по двум причинам.
Во-первых, ввиду неспособности более сложно объяснять историю и окружающую общественную реальность.
А во-вторых, из-за неумения организовать свою жизнь на основе современных норм.
«Апгрейда» сознания не произошло
— Большинство наших постсоветских людей не обладают сложными современными знаниями о мире, обществе и человеке. В связи с отсутствием возможностей для сложного объяснения исторических процессов люди мыслят категориями, в рамках которых происходит абсолютизация исторической роли отдельных личностей.
Европейцы этот этап уже прошли — он был до 17-19 веков. Так что это больше феномен исторический, чем национальная особенность. Получается, наши люди пока отстают, так как у нас не произошел так называемый «апгрейд» сознания. Времена поменялись, СССР давно нет, а мировосприятие большинства людей осталось на прежнем уровне и не наполнилось новым содержанием. Это касается как России, так и Казахстана — люди в обеих странах ментально похожи, — считает он.
Все плохое забывается
По его словам, так называемые «смысловики», в число которых входят писатели, философы, социологи, не смогли создать современные концепции общества и человека, не возникли новые идеологические модели.
— В Казахстане так и вовсе ситуация плачевная. Кто из нас сходу смог бы назвать «смысловиков», которые создали современные концепции, способствующие трансформации общественного сознания? Таких нет. И за неимением новых смыслов люди вынуждены опираться на прошлый опыт.
Им льстит тот факт, что Советского Союза боялись, что в этот период были великие достижения. При этом они не помнят негативных моментов, которые нам приходится «расхлебывать» и по сей день. Что интересно, романтизируют сталинскую эпоху в том числе и те люди, чьи отцы и деды в свое время стали жертвами репрессий. Несмотря на это, они гордо заявляют о своей любви и почтении к Сталину, — делится наблюдениями социолог.
Великая победа и Сталин — два разных понятия
По мнению Есенгараева, в силу неразвитости современных социальных институтов, в сознании людей повышается роль персоналий. Благодаря этому и смог возвыситься Сталин.
— Да, безусловно, Сталин способствовал развитию страны, считать его «абсолютным злом» — тоже крайность. Хотя нам не следует забывать все негативные последствия его политики. Но факт в том, что с ним начинают ассоциировать все достижения страны периода его нахождения у власти.
Говорят: «Сталин построил заводы и города», но ведь он сам их не строил, при нем было принято решение о строительстве. Но ввиду неразвитости современного публичного дискурса, в сознании большинства происходит абсолютизация исторической личности и приписывание ей всех достижений. И как следствие — возвеличивание такой фигуры. Доходит до того, что люди начинают искренне считать, что если не было бы таких вождей, как Сталин, не было бы «великих строек и великой победы», — отмечает Есенгараев.
Люди не виноваты
Это прежде всего результат неразвитости социальной теории и исторической науки, и как следствие, массовое сознание не имеет других категорий объяснения советского прошлого.
— Когда каким-то образом критикуют Сталина, некоторые реагируют очень остро, воспринимая это как покушение на свое прошлое, а стало быть на свою жизнь, ценности и картину мира.
Но люди не виноваты в том, что их социальный опыт, знания и способы объяснения истории не позволяют им найти другую концептуализацию прошлого, делать из него другие выводы. И надо признать, что большинство старшего и среднего поколения вряд ли уже будет воспринимать мир иначе. Надежда на молодежь — важно, чтобы у молодого поколения формировалось более сложное видение мира, — отмечает он.
Изменения снизу, а не сверху
По словам Есета Есенгараева, люди должны брать ответственность за изменения своей жизни, а не ждать от власти и не перекладывать на нее ответственность за изменения.
— До сих пор в Казахстане, России и других постсоветских странах люди считают, что все зависит от первого лица
и его сподвижников во власти. Если эта логика продолжит определять сознание людей, мы снова и снова будем воспроизводить одну и ту же модель. А измениться люди могут, если они начнут обращать больше внимания на изменения собственной жизни, самоорганизовываться для решения повседневных малых проблем и постепенно вырастать для решения общенациональных.
Сейчас многие считают, что если сменить политическую верхушку, изменится и все остальное. Но так не бывает. Фундаментальные общественные преобразования всегда начинаются снизу. Конечно, под влиянием элит, и прежде всего элиты интеллектуальной, а не политической, — заключает социолог.
Правила комментирования
comments powered by Disqus