Наш колумнист Чолпон Узакбаева случайно подслушала разговор в общественном транспорте и почувствовала негодование
Нет ничего интереснее, чем беседы случайных попутчиков. Однажды, когда я ехала в Кара-Балту, в маршрутку сели три женщины с шелестящими букетами и пестрыми пакетами.
"Вы куда такие нарядные, красавицы?" — улыбнулся водитель. Женщины кокетливо рассмеялись. Самая старшая бодро ответила: "Как "куда"? На той, конечно!". После этого между ней и водителем завязался примечательный разговор.
— Я и сам с похорон еду. Они уже круче свадеб стали: мои родственники семь лошадей зарезали. У нас вообще мероприятия не кончаются…
— Ой, не говори! Каждый раз делаешь той и боишься, что дашь не тот устукан. Не простят ведь.
— Иногда мне надо посетить четыре мероприятия в неделю! И везде ведь нужно давать кошумча (денежный "подарок". — Ред.), а это минимум тысяча сомов.
— Год назад мы закончили строительство дома. Деньги я взяла в кредит. Надо рассчитываться, но родные давят: мол, как так — дом "обновила", а той не устроишь?! Я отбивалась, конечно: какой той, если у меня кредит не погашен? Они говорят: "Если не можешь в кафе организовать, хотя бы дома стол накрой. Мы сами лошадь купим". А кроме лошади ничего не надо, что ли?.. Деньги в конвертах от родственников только часть расходов покрыли.
— Ох, той сейчас невыгодно устраивать! Только в минус уходишь…
— И не говори! Не успела я расплатиться по кредиту, как сын заявляет: "Хочу жениться. Апа, давайте без тоя". Родственники собрались на семейный совет: "Свадьба без тоя?! Как так?! Не переживай, кошумча покроет твои расходы". Деваться некуда, я опять согласилась…
Саму свадьбу не помню. Все время сидела и думала: сколько денег принесли гости? А если не хватит? Родственница после каждого тоста открывала конверты и считала деньги. Мы договорились, что она кивнет, как только будет собрана нужная сумма, но свадьба подходила к концу, а та все еще отрицательно мотала головой… Когда вышли с поздравлениями друзья сына и передали конверт, она наконец кивнула. А я обмякла на стуле и больше не смогла встать. Из ресторана меня выносили на руках.
На следующий день приехали родственники невесты. Снова гости… В общем, вечером меня увезли в больницу.
— О, как я понимаю! Когда у дочери был "тушоо кесуу" (обряд "разрезание пут". — Ред.), я тоже сильно нервничал… Поскорее бы уже приняли закон, запрещающий так тратиться на тои и похороны. Я трачу на них все, что зарабатываю!
…Я крепко задумалась. Почему у нас именно такие представления о чести? Почему надо влезть в долги, рисковать здоровьем, но непременно накрыть стол для толпы гостей, ибо "эл эмне дейт?".
Мы хотим показать, какие богатые, и массово уезжаем на заработки в Россию.
Мы сажаем на самые почетные места людей, которые сколотили состояние благодаря коррупции и обману.
Сегодня мы едим третье блюдо за вечер, а завтра не найдем деньги, чтобы собрать ребенка в школу.
Может, не уж так важно, что скажут люди? Может, нам всем пора кое-что понять?
Правила комментирования
comments powered by Disqus