Олигарх в изгнании Мухтар Аблязов говорит, что они предвидели, что деятельность движения «Демократический выбор Казахстана» будет запрещена в стране, и поэтому организация продолжит свою работу, используя «безопасный способ взаимодействия». Между тем эксперты рассматривают запрет на деятельность организации как «превентивные меры в рамках подготовки к транзиту власти».
Созданное Аблязовым незарегистрированное движение «Демократический выбор Казахстана» (ДВК) властями Казахстана признано «экстремистской организацией», и ее деятельность на территории страны запрещена.
Как заявили в генеральной прокуратуре 13 марта, «после решения суда любое участие и финансирование деятельности экстремистской организации "ДВК" повлечет уголовную ответственность в соответствии со статьями 182, 258 и 405 Уголовного кодекса». «Под участием понимается агитация и пропаганда идей "ДВК", изготовление, выпуск, тиражирование и распространение любыми средствами публикаций, листовок, постов, комментариев и иных информационных материалов "ДВК"», - говорится в заявлении, опубликованном на официальном сайте ведомства.
В связи с этим на своей странице в Facebook ̓е Аблязов опубликовал пост, в котором пишет, что они уже предвидели, что единственной реакцией властей будет попытка остановить ДВК, и это будут «репрессии». Он также написал, что активисты движения предложили «безопасный способ взаимодействия» и развития ДВК.
«Стремление к свободе и справедливости - естественное состояние человека. Это неотъемлемое право, которое закреплено даже назарбаевской конституцией. Поэтому решение о запрете ДВК просто не соответствует никаким внутренним нормам казахстанских законов, тем более - международным, которые Казахстан обязан исполнять», - написал Мухтар Аблязов.
Политолог Досым Сатпаев считает опасным прецедентом признание политической организации экстремистской не потому, что она принадлежит к какому-то радикальному псевдорелигиозному направлению, а лишь потому, что тесно связана с одним из политических оппонентов действующей власти - Мухтаром Аблязовым. Это опасно тем, что теперь любое казахстанское общественное движение или политическую группу можно причислить к экстремистским. Политолог отмечает, что с момента выхода Аблязова из французской тюрьмы против него усилилась информационная война, и это он рассматривает как продолжение этой войны.
- Думаю, что, скорее всего, мы видим превентивную меру в рамках подготовки транзита власти. Мухтар Аблязов не раз заявлял о том, что не исключает своего возвращения в Казахстан после смены власти и не исключает того, что будет вести политическую деятельность. Более того, если вы помните, одно из первых заявлений, которое он сделал после выхода из французской тюрьмы, было о том, что он якобы финансировал Кыргызскую революцию 2005 года. Понятно, что сейчас власти Казахстана проводят превентивные меры для того, чтобы нейтрализовать всевозможные структуры, которые входили в его политическую структуру. Я имею в виду медийные структуры, политические организации. Запрет на движение в социальных сетях напоминает репрессивные методы советского периода, - говорит политолог.
Независимый журналист Сергей Дуванов говорит, что власти хотят создать «некий превентивный механизм в виде этого закона, который бы держал в страхе тех казахстанцев, решивших поддержать это движение или даже вступивших в него».
- Господин Аблязов очень активно ведет себя в соцсетях, и, как я понимаю, это пугает власти. К тому же он обещал, что «соберет миллион подписей», и число их сторонников растет изо дня в день. Поэтому власти в ответ принимают превентивные меры в качестве этого закона. Прежде появление на улице активистов Демократического выбора Казахстана с шарами, лозунгами, могли посчитать несанкционированным митингом, и за это предусматривалось административное наказание, а теперь - уголовное преследование, - говорит он.
По словам эксперта, «с точки зрения международной практики судить за лайк, комментирование - это нонсенс».
- Число сторонников, если таковыми считать подписчиков Аблязова, растет. И для того, чтобы закрыть им рот, чтобы эта «зараза» не получила распространение в Интернете, соцсетях, закон и будет выполнять эту функцию. Потому что любой человек, не аноним, «лайкнувший» пост ДВК, оказывается преступником. Его можно обвинить в нарушении закона и привлечь к уголовной ответственности. Вот таким способом власти пытаются обезопасить себя и в Интернете, - говорит Сергей Дуванов.
По предположениям эксперта, в ближайшее время могут наказать пять-шесть человек, которые поддержали движение, чтобы «это стало уроком для остальных», и, соответственно, ряды движения поредеют.В апреле 2017 года несколько проживающих за границей казахстанских активистов, в их числе и Мухтар Аблязов, объявили об организации общегражданского движения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК).
Мухтар Аблязов на выходе из французской тюрьмы. 9 декабря 2016 года.
В тексте о создании ДВК говорилось, что движение намерено добиваться «демократических и конституционных реформ в Казахстане, а также кардинальных социально-экономических изменений для улучшения жизни в стране».
По данным Генпрокуратуры, ранее в Казахстане решением суда были признаны экстремистскими шесть организаций. Это общественное объединение «Сенім. Білім. Өмір», «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Таблиги Джамаат», «Ат-такфир-уаль-хиджра», общественное движение «Халық майданы», Народная партия «Алга».
Правила комментирования
comments powered by Disqus