Перспективные российские системы вооружения, по мере появления на полигонах и в частях, неизбежно вызовут реакцию. И не только в прессе и блогах. Чем США ответят на «новое оружие Путина»?
Симметрия и асимметрия
Ответ на развёртывание любой системы вооружения может быть симметричным и асимметричным.
Например, после выхода США из договора по противоракетной обороне в 2002 году Россия могла бы симметрично создать собственную систему ПРО. Однако этот ответ скорее разорил бы страну без какой-либо реальной пользы, чем защитил бы от американских ракет. Асимметричным ответом стала разработка в России средств прорыва и обхода рубежей ПРО, по сути — продолжение работ, начавшихся ещё в ответ на рейгановские «Звёздные войны».
Такое противостояние вечно как сама война и получает новый импульс с каждым очередным витком развития военной техники.
Как же будут реагировать США на новые российские системы?
Напомним о некоторых из них: межконтинентальная ракета «Сармат», способная доставлять к цели блоки по нестандартным траекториям; маневрирующий гиперзвуковой боевой блок «Авангард»; аэробаллистическая ракета «Кинжал»; подводный беспилотный аппарат с ядерным зарядом и ядерной энергетической установкой «Статус-6»; крылатая ракета с ядерной энергетической установкой и неограниченной дальностью полёта; боевой лазерный комплекс.
Ракетный комплекс стратегического назначения «Сармат» (фото: Министерство обороны РФ)
Не все эти системы находятся в одинаковой степени готовности. Но существенно влияющие на сложившийся баланс сил — довольно близки к серийному производству, а то и вовсе уже стоят на дежурстве.
Каков может быть ответ США на «Сармат», «Авангард» и «Кинжал»?
Противоракетный перехватчик
Ответ на «Кинжал» наиболее актуален. Аэробаллистическая ракета большой дальности применяется с МиГ-31, а возможно, что и с Ту-22М. Это прямая и явная угроза стратегическим военным объектам НАТО и союзников альянса в Евразии, а также авианосным группировкам в море.
МиГ-31 ВВС России
Зенитные ракетные системы не предлагать! ПВО (при всех его достоинствах) отдаёт честь первого удара противнику, который волен сам выбирать место, время и способ атаки. Средства ПВО — это уже последний рубеж. Они встречают атаку, когда все остальные способы сорвать или предотвратить атаку провалили свою задачу.
По логике военных действий, борьба с «Кинжалом» и его носителями должна подавлять аэродромы — во-первых, а во-вторых — уничтожать самолёты до пуска ракет. Что может предложить американская оборонка в связи с этим?
С аэродромами всё более-менее понятно. Развитие ударных средств — от «Томагавков» и JASSM до «Матери всех бомб» и, наконец, ядерных боевых блоков — оно как раз в том числе и для этого.
Для подавления стратегически важных Энгельсов, Моздоков, Хотиловых, Кипеловых, Белых и прочих Сольцов с Бесовцами.
Но это же русские, они хитрые. Они наверняка рассредоточат и замаскируют свои самолёты так, что какая-то их часть взлетит и сможет нанести удар.
Чем перехватывать МиГ-31, заходящие в атаку на авианосную ударную группу с рубежом пуска ракеты в полторы-две тысячи километров?
Когда в СССР появились первые самолёты-ракетоносцы, способные с дистанции в несколько сотен километров обстреливать авианосные группы крылатыми (а через некоторое время — уже и сверхзвуковыми) ракетами, США пришлось придумать совершенно не американский по своей концепции самолёт.
F-14A запускает ракету AIM-54 «Феникс»
Тяжёлый палубный перехватчик F-14 создали по очень «советской» идеологии: вокруг мощнейшего радара AN/AWG-9 и сопряжённой с ним «длинной руки» — ракеты AIM-54 «Феникс».
Получившийся самолёт был единственным средством, способным эффективно перехватывать советские ракетоносцы до пуска ими ракет.
F-14 c боевым радиусом в 900 с лишним километров был прекрасен, но в начале 2000-х годов его сняли с вооружения. Дорогая и сложная в обслуживании машина оказалась не нужна флоту в условиях исчезнувшей советской угрозы. Да и сохранись F-14 «до сейчас» — его дальности не хватило бы.
Следовательно, нужен новый самолёт. Именно самолёт: корабельный ЗРК подобной дальности — это ненаучная фантастика. «Разнести» корабельный ордер на многие сотни миль в стороны от авианосца тоже не получится: соединением будет очень трудно управлять, а в боевом порядке неизбежно возникнут бреши.
Антенна и тактический дисплей радара AN/AWG-9 (фото: Wikimedia Commons)
Такой самолёт должен обязательно иметь крейсерскую сверхзвуковую скорость. Ключевая характеристика — умение быстро выходить на рубеж перехвата в полутора-двух тысячах км от авианосца (или наземного аэродрома). Машина должна быть пилотируемой. Конфликт с Россией — это радиоэлектронная борьба во все поля. Вряд ли робот-истребитель сможет работать в этих условиях. Обязательны: мощный радар — достойный преемник AN/AWG-9 — и «длинная рука», способная в новых условиях заменить «Феникс». Перехватчик должен тесно взаимодействовать с самолётами (а вот тут могут быть и беспилотники) дальнего радиолокационного обнаружения. Им придётся в качестве «передового дозора» нести дежурство на большом удалении от авианосца.
А вот малозаметность для этой машины будет второстепенным качеством.
Такой перехватчик возможен. Прогресс в движках, электронике и ракетных технологиях позволяет его создать. Это будет самолёт взлётным весом в районе пятидесяти тонн и с максимальной скоростью в районе трёх с половиной скоростей звука. Но проект это дорогой и, очевидно, небыстрый.
Самат Кудайбергенов:
Основной проблемой будет ракета. С самолётом-то сложностей не будет, а вот ракету надо как-то делать.
«Анти-Авангард» и «Противосармат»
Симметричный ответ на маневрирующий боевой блок у США уже есть.
Вернее, сам по себе «Авангард» во многом стал ответом на развитие американских ударных средств, а также и на неядерные высокоточные системы, в том числе (потенциально) орбитального базирования. X-51 Waverider, HTV-2, AHW и другие экспериментальные и полуэкспериментальные гиперзвуковые аппараты неизбежно дадут на выходе боевые блоки со сходными характеристиками.
X-51A Waverider на пусковой установке самолёта Б-52 (источник фото)
С асимметричным ответом сложнее, но тоже более-менее ясно.
Сбивать маневрирующий гиперзвуковой блок — занятие само по себе неблагодарное. Как и в случае с «Кинжалом», придётся перехватывать носитель до отделения от него «полезного груза».
В нашем случае носитель — межконтинентальная баллистическая ракета.
Это автоматически возвращает США к необходимости сбивать ракеты на активном участке траектории или поражать их ещё до старта.
Точно так же дело обстоит и с «Сарматом». После отделения платформы разведения (с боевыми блоками и ложными целями) от носителя, противоракетного манёвра и схода первых ложных целей, перехватить её почти невозможно. Сбивать подобное изделие в любом случае нужно до того, как оно сбросит свой груз.
Ракетные системы, способные сбивать МБР на активном участке траектории, у США есть. Одна проблема: в случае, если «Сармат» действительно доставляет свою нагрузку через Южный полюс, разворачивать новый район ПРО США придётся где-то в советской Средней Азии. Как раз для перехвата носителей, стартующих из Ужура (Красноярский край) и Домбаровского (Оренбургские степи).
Самат Кудайбергенов:
Кто ж их в нашу Азию пустит. Классическая ПРО здесь вообще не помогает — имеющиеся технологии не позволяют создавать системы такого масштаба. Обнаруживать это всё из-за гималайских гряд, Памира и Гиндукуша придётся со спутников, а ракеты-перехватчики ставить где-то в Пакистане без каких-либо гарантий. Потери времени на обмен данными между спутником, КП и перехватчиком исключают нормальный перехват на действующих технических решениях. Хотя именно на такой перехват в Вашингтоне и нацелились в будущем.Здесь нужно говорить о разведывательно-ударных системах орбитального базирования, что возвращает нас к Brilliant Pebbles и прочим чудесам СОИ времён Рейгана. Но возможность появления этих средств учитывается и конструкторами ракетных комплексов.
Системы ПРО орбитального базирования, конечно, возможны. Но сколько они будут стоить и как быстро могут появиться — пока не предскажут даже финансисты Пентагона. В любом случае, всё это обойдётся в десятки раз дороже, чем новые баллистические ракеты, которые нужно перехватывать.
По сути, мир возвращается в своё нормальное послевоенное состояние постоянного соревнования средств стратегического сдерживания. В тот раз «на выхлопе» этого соревнования человечество вышло в космос, высадилось на Луну, отправило аппараты к планетам Солнечной системы и создало интернет.
Правила комментирования
comments powered by Disqus