По данным Нацбанка основная сумма внешнего долга Казахстана составляет $168,9 млрд. В текущем году нам придется погасить $22,4 млрд, т.е чуть меньше половины средств, аккумулированных в Национальном фонде РК. С точки зрения экспертов «Къ», любые долги являются ощутимым ударом, прежде всего, по социально-экономическому развитию страны и ее репутации. В этой связи такой громкий судебный процесс, как дело небезызвестного молдавского бизнесмена Анатола Стати, также негативно бьет по карману государства и имиджу страны.
Согласно данным главного финансового регулятора страны, по графику обслуживания долга, пик выплат приходится на 3 квартал 2018 года – $6,2 млрд. К слову, наибольший объем обязательств Казахстан держит перед инвесторами Великобритании – $16,8 млрд; международными финансовыми организациями - $8,9 млрд; китайские инвесторы владеют порядка 11% всех внешних обязательств госсектора РК, или $3,9 млрд.
Но для определения уровня финансового здоровья страны – заемщика достаточно сравнить долю долга, в том числе внешнего долга в ВВП страны. Аналитики часто отмечают, что чем выше эта доля, тем меньшую часть обязательств страна способна будет покрыть из своих будущих доходов. Соответственно, чем ниже доля долга в ВВП, тем платежеспособнее и кредитоспособнее страна.
Согласно расчетам МВФ, оптимальным считается показатель доли долга в ВВП в 10-60% от ВВП, а по расчетам Всемирного банка – 80-100%. Вкратце напомним, по данным Нацбанка РК отношение внешнего долга РК к ВВП по состоянию на 1 октября 2017 года снизилось до 108,9% (по сравнению с 119,3% на начало 2017 года). Так что Казахстану в принципе нет нужды беспокоиться за свое финансовое здоровье, особенно если учесть, что по данным МВФ от 4 ноября 2017 года самые крупные экономики мира лидируют по размеру внешнего долга. Так, если суммарный внешний долг всех стран мира составляет порядка $63 трлн, то только 58% от этой суммы приходится на долю – США, Японии и Китая. Госдолг США превысил $20 трлн, что составляет 106,1% ВВП этой страны. Второе место занимает Япония – $11 трлн. Третье – Китай – $5 трлн.
Однако лидером по соотношению внешнего долга к ВВП все же является Япония – 240%. Второе место приходится на Грецию – 181,6%. Третье досталось Ливану – 148,7%.
Материализованное доверие
Что же касается нашей страны, то в общем рейтинге международных агентств мы стабильно занимаем место «крепкого середнячка». В январе S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-» и «A-3»; оставив прогноз изменения рейтингов на уровне «Стабильный».
Как отмечено в отчете агентства, устойчивую позицию правительства РК и финрегулятора, проводящего гибкую финансовую политику, слегка подпортило «ослабление бюджетной и внешней позиции в связи с заморозкой счетов НФРК».
«В конце 2017 г. Bank of New York Mellon заморозил примерно $22,6 млрд (13% ВВП) активов НФРК в рамках разногласий между правительством Казахстана и иностранными инвесторами. Разногласия начались в 2013 г., когда шведский суд вынес судебное решение относительно денежных средств в размере примерно $500 млн. в пользу иностранных инвесторов. Правительство Казахстана оспаривает это судебное решение, однако оно вступило в силу в Бельгии и Нидерландах, в результате чего средства на счетах НФРК в этих странах были заморожены. В связи с этим мы исключили $22,6 млрд из нашей оценки активов НФРК на период 2017-2021 гг., так как в настоящее время неясно, как долго эти активы будут оставаться замороженными (однако, насколько мы понимаем с учетом информации, полученной от казахстанских властей, счета могут быть разморожены уже в марте 2018 г. после апелляционных слушаний)», - отмечается в отчете S&P.
Стоит отметить, что упомянутые международным рейтинговым агентством слушания, похоже, действительно подошли к своему логическому завершению. 23 марта 2018 года Апелляционный суд по округу Колумбия вынес решение в пользу молдавского инвестора Анатола Стати и его компании. Этот давний судебный процесс между Стати и Казахстаном, по решению арбитражного суда должен завершится в пользу стороны Стати, которой Казахстан обязывают выплатить $520 млн.
«Къ» ранее подробно сообщал о деле Стати, поэтому в этот раз лишь вкратце напомним, что спор между иностранными инвесторами и Казахстаном возник из-за изъятия Казахстаном нефтяных активов предпринимателей Стати в 2010 году. В результате долгих судебных споров в Нидерландах, Бельгии, Швеции и Люксембурге, сторона Стати обеспечила заморозку активов Казахстана на сумму $28 млрд.
В частности, как пояснил 27 марта текущего года в ходе правительственного часа министр Марат Бекетаев: «$22 млрд были заморожены по решению бельгийского суда. Плюс $5 млрд - это та сумма, в которую оценивается доля в Кашагане. …Но даже если судебный исполнитель захочет продать эту долю и возместить сумму, которую требует Стати, для такой продажи ему потребуется, во-первых, решение правительства Казахстана (это стратегический объект), во-вторых, согласование уполномоченного органа – Министерства энергетики. Без этих согласований сделка будет считать недействительной, поэтому смысла в таком аресте нет».
Как бы то ни было, министерство юстиции РК несогласно с решением Арбитражного суда США по округу Колумбия и намерено обжаловать это решение, чтобы защитить законные права РК. Что же касается активов Казахстана, то они как подчеркнул министр: «… пока в безопасности».
Шкурный вопрос
Впрочем, отдельные аналитики тоже пока не спешат с итоговой оценкой. Оно и понятно, ведь согласно графику платежей по обслуживанию внешнего долга (по состоянию на 1 октября 2017 г) в текущем году по внешнему долгу Казахстану придется выплатить более $20 млрд. Тогда как в Нацфонде РК (февраль 2018 г) аккумулировано $58,347 млрд.
«Вычтем отсюда еще $1 млрд, который Нацбанк использует на интервенции. Плюс те $22 млрд, замороженных по решению бельгийского суда в связи с иском молдавского бизнесмена Анатолия Стати и его компаний. Сухой остаток от денег, которыми может распоряжаться Нацфонд на деле не так уж и велик», - отметил в комментариях «Къ» шеф-аналитик компании «АНАЛИТИКА Онлайн Казахстан» Сергей Полыгалов.
По мнению аналитика, получается, что, если на погашение внешнего долга в текущем году денег хватит, тем более, что пока нефть растет, в Нацфонд могут поступать гораздо большие суммы, нежели при запланированных 40 – 60 $/баррель, то выплаты долга 2018 года могут практически обескровить Национальный фонд республики. «А во втором полугодии 2019 года РК придется выплатить более $120 млрд. И именно здесь появляется вопрос: а из каких фондов будет возможна выплата такой суммы?», - недоумевает Полыгалов.
Впрочем, с такой трактовкой ситуации не совсем согласен экономист Айдархан Кусаинов, по мнению которого замороженные ранее $22 млрд вовсе не критичная для Казахстана сумма. «Когда формируется финансовый план страны, а это именно бюджет, то все платежи, которые должно произвести государство учитываются. А, что касается замороженных средств, то здесь надо рассматривать три аспекта. Во-первых, финансовый план страны не подразумевает, что именно они должны были быть использованы. Вы знаете, что к 2020 году, все равно остается 30% от ВВП, т.е. чуть больше $50 млрд - это объем Нацфонда который остается. Понятно, что мы не получаем проценты и все это плохо, но грубо говоря это не та сумма которая планировалась к использованию. Во-вторых, Казахстан не согласен с решением суда. Но, в крайнем случае, Казахстан может заплатить сумму иска и получить полную разморозку своих активов», - отмечает г-н Кусаинов.
Впрочем, можно предположить, что главный ущерб наносится государству действительно не величиной финансовых потерь. «Данный инцидент, получивший широкое публичное освещение подрывает престиж государства и негативно отражается на международных рейтингах нашей страны. Обслуживание внешнего долга - это десятки непостроенных больниц, школ и детских садов, сотни километров неотремонтированных дорог, сотни тысяч людей оставшихся без заслуженной компенсации от системного повышения цен на продукты и коммунальные услуги. Именно с такой точки зрения необходимо относиться к проблеме внешнего долга и, следовательно, рационально подходить к самому вопросу внешних заимствований и эффективной реализации полученных средств», - отмечает политолог Султанбек Султангалиев.
Эксперты «Къ» уверены, что любая выплата внешнего долга, вне зависимости частный (банковский долг) или государственный, как и возмещение ущерба по искам бывших инвесторов является ударом по социально-экономическому развитию Казахстана.
Правила комментирования
comments powered by Disqus